Казахстанцы после двух лет пандемийных ограничений и запретов широко и радостно в течение предписанных древними традициями 10 дней отметили Наурыз мейрамы
А один из дней Наурыза совпал с празднованием Пурима, одного из самых почитаемых и радостных событий в еврейском календаре. Еврейская община Тараза собралась на торжество в помещении благотворительного общественного объединения «Хэсед Полина».
Знакомя читателей с традициями и обычаями этносов, населяющих Жамбылскую область, мы не раз подчеркивали, что еврейские праздники имеют под собой конкретную историческую основу и основаны на реальных событиях в жизни одного из древнейших народов Земли. Не является исключением и Пурим, название которого происходит от слова «пур» - «жребий». Так что же выдающееся произошло и почему эти события, которым более 2500 лет, удостоились в виде отдельной книги «Мегилат Эстер» - «Свитка Эстер» войти в Священное Писание евреев ТАНАХ?
В 586 году до н. э. под ударами Вавилона пало Иудейское царство и был разрушен Первый храм, а евреи повелением царя Навухаднецара были изгнаны в Вавилонию, Персию, Мидию и другие страны. В 525 году до н.э. Иудея была захвачена возвысившимся Персидским царством, власть которого распространялась на 127 государств. Этой огромной империей правил царь Ахашверош (предположительно Артаксеркс), человек мнительный, легко поддающийся стороннему влиянию, погрязший в бесконечных пирах по всякому поводу. Этими чертами характера Ахашвероша воспользовался древний персидский предшественник Гитлера, потомок царя Амалека Гаман, затаивший злобу и обиду за поражение от евреев своего предка, и замысливший при удобном случае уничтожить всех их, от мала до велика. Полные трагизма события описаны в одной из книг ТАНАХа - «Свитке Эстер», который евреи обязаны читать ежегодно в дни праздника Пурим и рассказывать детям и потомкам своим о произошедшем тогда чуде спасения евреев Всевышним.
Вот краткое содержание книги. «И было во дни Ахашвероша… » - так начинается повествование, хотя, как сказано в комментарии мудрецов, правильнее было бы сказать «…было во дни Мордехая и Эстер…», праведников, которые стали главными героями этих событий. Жил в Шушане (столице Персидского царства) один еврей по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша из колена (племени) Биньямина, изгнанный из Иерусалима Невухаднецаром, царем Вавилонским. И был он воспитателем Адассы, она же Эстер, дочери дяди своего, так как не было у нее ни отца, ни матери.
События развивались стремительно. Царь Ахашверош, пораженный красотой, умом и воспитанностью Эстер, взял ее в жены, объявил царицей, а Мордехай стал царским привратником. По приказу дяди молчала Эстер о происхождении своем и народе своем. Мордехай раскрывает заговор двух стражников-евнухов, через Эстер сообщил о заговоре царю, чем спас ему жизнь. Царедворец, визирь Гаман, люто ненавидевший евреев, еще больше озлобился из-за того, что иудей Мордехай был единственным, кто не склонялся и не падал ниц перед ним. Бросил Гаман жребий (пур), согласно которому 13 числа месяца адара все евреи - и мужчины, и старики, и женщины, и дети - во всех 127 странах царства должны были быть уничтожены.
«И сказал Гаман царю Ахашверошу: во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный и разбросанный среди народов; и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю невыгодно оставлять их в стране. Не угодно ли будет царю издать указ уничтожить их? А я отвешу в руки служителей царя десять тысяч талантов серебра, чтобы внести в казну царскую». Поддавшись на это щедрое обещание, царь разрешил Гаману поступить, как ему угодно. Во все пределы царства отправились конные гонцы, везли с собой продиктованный Гаманом указ, скрепленный царским перстнем.
Перед лицом смертельной опасности евреи объявили пост и стали взывать ко Всевышнему, умоляя о помощи. Мордехай, дядя царицы Эстер, приказал ей обратиться к царю с просьбой отменить страшный приговор, нависший над ее народом. Эстер сказала, что самовольный визит к царю может стоить ей жизни, но Мордехай настоял, чтобы она пошла на риск ради спасения всего народа. И тогда перед царем в присутствии Гамана прозвучали взволнованные слова Эстер: «Проданы мы - я и мой народ - на смерть, истребление и погубление!» Царь разгневался, послал новых гонцов с указом, отменяющим первый, и разрешающий иудеям с оружием защищать свои жизни. Злодей Гаман был повешен на том самом дереве, которое он загодя приготовил для казни Мордехая, которого осыпали царскими почестями, и стал он, как записано в «Свитке Эстер», вторым после царя, много полезного принесшим государству.
Таков счастливый финал этой истории. Целый народ чудесным образом был спасен, еще более сплотился и окончательно принял Святую Тору. Зло неизбежно было наказано, подтвердив вечную мудрость: «не рой яму другому, сам в нее попадешь». Повелением древних мудрецов с тех времен отмечается Пурим чтением «Свитка Эстер», что и было сделано на празднике в Таразе за обильным праздничным столом, где главным десертом были аментошен - «уши Гамана», треугольные пирожки с изюмом. Следуя традиции, гости надели парики и карнавальные маски, изображая царя Ахашвероша, Мордехая, Эстер, других персонажей древних событий. Звучала веселая музыка, все дружно участвовали в развлекательной викторине. Не была забыта еще одна традиция праздника - сбор денежных и продуктовых подарков нуждающимся членам общины.
Михаил БУНИН, фото Натальи ПЕРФИЛЬЕВОЙ