— У меня это первая постановка Шиллера, — рассказал журналистам на предваряющей премьеру пресс-конференции приглашенный из Бишкека режиссер спектакля Нурлан Асанбеков. — Все было вновь и для коллектива театра, а сам постановочный процесс был взаимно интересным. Почему нами было выбрано именно это, сложное по драматургии произведение? Его содержание актуально во все времена: расслоение общества, власть денег, интриги в высших кругах, социальные и личные конфликты, столкновение высокого чувства любви и холодного корыстного расчета. В общем, сама тема не нова, но очень современна. Другое дело — как мы ее трактуем. Остановились на жанре трагифарса, потому что зло, подлость и коварство всегда выглядят чудовищно и смешно на фоне великой любви. У нас все это усиливает найденное художником-постановщиком неординарное решение декораций спектакля.
— Театр, прежде всего, — коллективное творчество, где каждый элемент имеет свое значение, а декорации работают наравне с актерами, — дополнил коллегу сценограф Сергей Копылов. — Мы попытались сделать их вневременными, чтобы зрители «присутствовали» и в Германии XVIII века, и в современности. В общем, увидите сами — получился такой арткультурный микс, где все, на мой взгляд, достаточно узнаваемо в историческом плане и в современности.
На сцене — «Коварство и любовь». Уже с первых эпизодов чувствуется, насколько обречены взаимные, чистые и непорочные чувства 20-летнего майора Фердинанда (артист Виктор Майнашев), сына премьер-министра при дворе герцога, и юной Луизы (артистка Анастасия Скрепкова), дочери бедного музыканта-скрипача Миллера (артист Евгений Орлов). Они стали жертвами сословных предрассудков, помноженных на придворные интриги, в которых все средства хороши: сплетни, грязные слухи, подложные письма, шантаж. Целый клубок коварства и лжи плетется ради одной цели — отцы Фердинанда и Луизы изо всех сил стараются разлучить их, женить и выдать замуж с наибольшей выгодой. При этом грубый и неотесанный музыкант Миллер до конца не хочет поверить в серьезность намерений возлюбленного дочери. Фердинанд — важная фигура в дворцовой «шахматной» игре, но он оказался бессильным против придворной камарильи.
Перед зрителями прошли талантливо изображенные актерами во всей своей отвратительной «наготе» представители придворной аристократии некоего «германского владетельного герцога». Кто же эта «элита» общества? Премьер-министр фон Вальтер (артист Бекназар Избасаров), который достиг высокого поста преступлением и готов женить своего сына Фердинанда на любовнице герцога, чтобы сохранить власть. Ничтожный царедворец, гофмаршал фон Кальб, удачно представленный артистом Виктором Дадаевым, как опереточный солдафон-болванчик. Гнусный чинуша, секретарь герцога Вурм (артист Данияр Кенжебеков), мещанин, предающий свой класс ради выгод, лицемер и плут. Любовница герцога леди Мильфорд (артистка Галина Соколова), потомственная герцогиня Норфолк, оставшаяся без родных и вынужденная бежать из Англии, оставив там все свое состояние. Герцог воспользовался ее молодостью, неопытностью и превратил в свою дорогую игрушку. И, наконец, сам герцог, который непосредственно в пьесе не участвует, но незримо присутствует на сцене в подобострастных высказываниях о нем придворных и их слуг. Это тиран и сладострастец, продающий подданных в солдаты англичанам, чтобы подарить бриллианты своей любовнице.
Сюжет пьесы, держащий зрителя в постоянном напряжении, раскручивается как пружина. На руку Луизы претендует и секретарь премьер-министра Вурм, хотя та не испытывает к нему никаких чувств, кроме отвращения. Вурм взбешен. Фердинанд, считая за бесчестие, категорически отказывает отцу в женитьбе на леди Мильфорд, которая укрепила бы их положение у трона герцога. Сама фаворитка герцога считает эту партию вполне достойным выходом для себя и всячески пытается унизить Луизу, пришедшую к ней для объяснения. Трагическая развязка назревает, когда Вурм под страхом уголовного наказания отца заставляет Луизу своей рукой написать под диктовку письмо Фердинанду с «признанием» в любовной связи с одним из чинов герцога. Через гофмаршала Кальба письмо попадает к Фердинанду. Дело сделано. Ослепленный ревностью и гневом, Фердинанд незаметно добавляет в лимонад яд, пьет сам и дает страшное зелье Луизе.
Выпускнику Российской академии театрального искусства (ГИТИС), лауреату многих международных театральных фестивалей, многоплановому режиссеру Нурлану Асанбекову, художнику-постановщику Сергею Копылову, всему коллективу театра осуществить задуманное удалось — публика хорошо приняла премьеру. Хотя не все в трактовке образов, костюмах героев и отдельных репликах можно оценивать однозначно, классическое произведение было понято молодежью, а это основная миссия современного театра. Спектакль еще пройдет «обкатку», возможно, будут меняться исполнители, но иметь в репертуаре такое произведение, как «Коварство и любовь», — успех и заслуженная гордость.
P.S. Как сообщил директор Жамбылского областного русского драматического театра Акылдос Тажиев, согласно республиканскому плану подготовки к проведению в Таразе празднования 550-летия Казахского Ханства, здание театра закрывается на ремонт с июня по август 2015 года. В июне коллектив театра уходит в отпуск, в июле — августе будет давать выездные спектакли на сценах городского Дома культуры и ЦКЗ «Баласагун», одновременно готовя премьеру по драме Мухтара Ауэзова «Кара - Коз».
Михаил БУНИН,
фото автора