Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 18 фев, 14:45

Маркировка: информация для потребителя

Одновременно с тем, как на рынке потребления растет количество товаров, изменяются и потребности относительно информации о них 

Потребители желают точно знать, из чего сделан тот или иной товар, что входит в его состав, содержит ли он аллергены или потенциально опасные вещества и многое другое.  

Маркировка - это текст, товарные знаки, условное обозначение и рисунки, несущие информацию для потребителя и нанесенные на продукцию, документы, памятки (листы-вкладыши), этикетки, ярлыки, упаковку (тару). Изготовитель (продавец) при выпуске в обращение продукции обязан обеспечивать полной, необходимой, однозначно понимаемой и достоверной информацией о ней. 

Маркировка продукции должна соответствовать требованиям стандартов. Если на упаковке указаны национальные стандарты (СТ РК) или межгосударственные (ГОСТ), то качество такого продукта, естественно, вызывает доверие. Общие требования к маркировке товара:  достоверность сведений: они не должны вводить покупателя в заблуждение относительно изготовителя, страны происхождения, количества и качества товара; доступность: информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей; информация должна быть понятной; достаточность информации: маркировка не должна быть неполной, но и излишняя информация может содержать бесполезные сведения, не вызывая интереса у потребителя. Маркировка должна иметь четкий текст, быть наглядно и красочно оформлена. При покупке товара в первую очередь необходимо обращать внимание на его маркировку, обеспечивающую потребителя комплексом необходимой ему товарной информации. 

Различают производственную и торговую маркировку. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, контрольных лентах и других местах. Торговая маркировка выполняется на ценниках, кассовых чеках, упаковочных пакетах и другом. Производственная маркировка может содержать условные обозначения или информационные знаки. К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные, размерные знаки, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатационные и экологические знаки. 

Маркировка продуктов питания должна содержать следующие основные сведения:
· наименование продукта;
· сведения об изготовителе, в том числе наименование страны и места происхождения товара;
· стандарты, которым соответствует товар;
· информацию о сертификации;
· дату изготовления и дату упаковки (расфасовки) продукта;
· срок годности и срок хранения продукта;
· основные потребительские свойства (масса, объем, состав, включая пищевые добавки);
· пищевая ценность (калорийность);
· противопоказания к применению;
· способы и условия приготовления, условия хранения (для определенных видов продукции);
· товарный знак изготовителя (при наличии);
· информацию об организации, принимающей на территории РК претензии от потребителей по качеству продукции (товара), если товар произведен в другой стране.

Конечно, в настоящее время встречаются случаи, когда продается товар, который не соответствует всем этим требованиям. Некоторые виды продукции попадают в обращение  в обход действующего порядка  доступа продукции на рынок, чем наносится значительный ущерб жизни и здоровью граждан, не говоря уже о контрафактной или фальсифицированной продукции. Поэтому в целях усиления ответственности производителя или поставщика за качество поставляемого на рынок товара и защиты прав потребителя необходимы информирование потребителя и маркировка товаров.
 
А. АЙДАРОВА, Таразское городское управление санитарно-эпидемиологического контроля