Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 21 янв, 14:45

Музыка дождя

Каждому народу присущи свои уникальные национальные музыкальные традиции и предпочтения, которые зародились в древние времена и передаются из поколения в поколение  

Если для казахов нет роднее звуков домбры и кобыза, для русских – гармони и балалайки, то для многих корейцев более всего по душе барабанный бой самульнори. 

Это широко известное направление традиционной народной музыки берет начало в крестьянских кругах, а его корни уходят далеко в шаманизм, некогда широко распространенный на территории Страны утренней свежести. 
 
В переводе с корейского языка «самульнори» дословно означает «игра четырех инструментов». Кенгари, бук, тин и чанго – именно они лежат в основе жанра, символизирующего грозу. Инструменты используются в основном в совместном исполнении, реже в одиночном виде,но небольшими группами. Каждый в отдельности взятый барабан олицетворяет определенное природное явление, связанное со стихией дождя. 

Ведущим инструментом в ансамбле является кенгари (квенгвари). Это маленький гонг (иногда его называют тарелкой) толщиной один-два миллиметра и диаметром около 20 сантиметров, сделанный из меди и железа с добавлением благородных металлов, которые дают более красивое звучание. По нему бьют тонкой палочкой с маленьким деревянным кругом на конце. Кенгари, олицетворяющий молнию, отличается ярким, резким, высоким и звонким серебристым звуком. Он выполняет роль дирижера в оркестре. Гонг подает определенные знаки и сигналы участникам ансамбля и тянет за собой остальные инструменты. Именно он помогает музыкантам понять, когда нужно начать или закончить игру, в какой момент произойдет переход на следующий ритмический рисунок. 
Практически во всех композициях самульнори есть так называемая «перекличка» - соло двух кенгари, построенное на импровизации, когда один из них словно задает вопрос, а другой отвечает почти так же, но при этом усложняя ход. 

Собратом кенгари является тин. Говоря простыми словами, это большой гонг из меди, прикрепленный к специальной стойке. Диаметр тина равен примерно 36 сантиметрам, а его толщина составляет около полусантиметра. На нем играют тяжелой палочкой с массивным набалдашником, обычно обвернутым в замшу или плотную ткань и обвязанным толстой нитью. Тин издает очень глубокий, протяжный звук, чем-то напоминающий звон колокола, только немного глуше. Длительность звучания после удара составляет около 10 секунд. Это напоминает сначала раскаты грома, а затем - завывание ветра. Этот инструмент создает общую гармонию в композиции. 

Изначально тин использовался только в военных оркестрах. В настоящее время он широко используется в разнообразной корейской традиционной музыке, включая оркестровую для королевских процессий, где носит название тэгым, а также жанр нонъак, шаманские обряды и буддистские церемонии. 

Бук – басовый барабан в форме сплюснутого бочонка с двумя одинаковыми сторонами около 60 сантиметров в диаметре, который олицетворяет облако. На нем играют при помощи одинаковой с обоих концов палочки из тяжелой древесины. Звук бука благородный, плотный, низкий. Он поддерживает основной ритм композиции, за исключением солирующих партий. В прошлом бук, один из древнейших народных инструментов, был задействован во всех жанрах корейской музыки. Этот инструмент – один из двух, для игры на котором от музыканта требуются не только отменный слух и талант, но и физическая выносливость. 

Пожалуй, самым зрелищным, интересным и одновременно фундаментальным инструментом в самульнори является чанго (чангу). Корпус, по форме напоминающий песочные часы, с двух сторон обтянут кожей, как правило, оленьей. При ее отсутствии, бывает, заменяют кожей других животных. 
На нем играют двумя палочками. Причем они разные. Одна (для левой руки) представляет собой подобие палочки кенгари, только «колесико» на конце имеет несколько меньший диаметр и чуть большую толщину. Другая (для правой руки), чем-то напоминающая школьную указку, имеет плоскую форму, немного изогнутую вовнутрь и заостренную на конце. 

Чанго символизирует непосредственно сам дождь. На этом инструменте много мелкой игры, которая заставляет музыканта быть предельно внимательным. Этот инструмент, наверное, самый трудный в техническом освоении. Игра на нем также требует немалую силу от барабанщика. Дело в том, что на нем не только исполняются ритмические рисунки различной сложности, но и играть их необходимо очень длительное время. 

Игра самульнори просто завораживает. Она может начинаться медленно и тихо, будто зазывая и маня за собой, затем постепенно наращивая темп и громкость звучания к середине произведения, погружает слушателя в необъяснимое состояние души, требующее продолжения. Но удары становятся вновь тише, будто давая небольшую передышку. Волнообразная игра может длиться до получаса и больше. Самые короткие композиции обычно не превышают по длительности стандартные песни (три-четыре минуты). В заключительной части композиции игра самульнористов обычно доходит до своей пиковой точки и резко завершается, вызывая восторг и бурю аплодисментов. 

У многих народов Востока к ударным музыкальным инструментам особое отношение. Корейские дехкане, играя на барабанах, обращались к небесным силам, моля о богатом урожае и изгнании злых духов. Эта музыка всегда сопровождала религиозные обряды и традиционные праздники. Да и сегодня в Республике Корея все, от мала до велика, испытывают к самульнори нежные патриотические чувства. Эти ритмы — неотъемлемая часть национальных торжеств. 
Рассматривают два вида игры – в положении сидя и на ходу. Первое направление в последние годы хорошо развивается в качестве сценического искусства. Самой распространенной считается рассадка широким полукругом. Это позволяет музыкантам не только лучше слышать все инструменты, но и видеть друг друга. 

Второе направление особо популярно среди народа. Оно требует большего мастерства от музыкантов. Ведь им необходимо не только играть, но и при этом еще и танцевать. Для удобства игры чанго привязывают лентами к корпусу, остальные барабаны, как правило, держат в руках. Кроме того, танцующие самульнористы надевают специальные головные уборы с лентами на конце. По ходу исполнения мелодии, помимо танцевальных движений, они по очереди выполняют несложные акробатические трюки с закручиванием лент, превращая свое выступление в своего рода шоу. 

Сам термин «самульнори» впервые появился относительно недавно - в 1978 году. Он произошел от названия одноименной группы, созданной четырьмя чрезвычайно талантливыми корейскими музыкантами-перкуссионистами, среди которых наиболее популярным был Ким Док Су. Принято считать, что именно он стал основателем этого жанра, в основу которого положены давние традиции корейской крестьянской музыки нонъак, исполнявшейся во время деревенских праздников, отправления религиозных обрядов и работы в поле. 

В основном на инструментах самульнори играют мужчины. Но в последние годы среди приверженцев древней народной музыки можно все чаще увидеть представительниц прекрасной половины. Кстати, говоря о последних, можно выделить отдельный жанр с использованием игры на барабанах, в котором участвуют только девушки. Они танцуют группами с чанго, а также бьют в три бука одновременно, установленных на специальных стойках. Подобные выступления были некогда популярны в королевском дворце. 

Этот жанр нашел последователей среди корейской молодежи Казахстана. Не один десяток лет его активно продвигают в Государственном республиканском корейском театре музыкальной комедии в Алматы. Сегодня практически во всех областных центрах республики при филиалах Ассоциации корейцев Казахстана созданы местные ансамбли самульнори. Этим необычным музыкальным жанром долгое время занимались и таразские энтузиасты, которых привлекли, прежде всего, энергетика и необычные ритмы. Они объединились сначала в ансамбль «Пимоксори Самульнори», а затем в инструментальную группу этнической музыки «Хваран Самульнори». Во время репетиций жамбылские барабанщики регулярно повторяли старые композиции и изучали новый материал. Творческий подход был и к костюмам самульнористов. Их дело подхватил ансамбль восточного танца «Томирис», который активно занимается игрой на чанго и трех буках. 

Бой барабанов заряжает воздух неукротимой энергией и необъяснимым гипнотическим действием. Самульнористы не могут точно описать словами то непередаваемое состояние души, в которое погружаются при игре на ударных инструментах. Это нужно почувствовать самому, говорят они. 

Михаил ТЁ, фото и рисунок автора