И не только потому, что Жамбылский областной русский драматический театр в жестких условиях пандемийных ограничений выстоял, сохранил и умножил кадровый и творческий потенциал. На минувшей неделе он торжественно открыл свой 55-й сезон, сделав это как всегда отлично, представив на суд зрителей два спектакля, в том числе премьеру
Работаем во всех режимах
Отвлекшись от массы дел, связанных с открытием сезона, заместитель директора театра Валерия Сон накануне события уделила несколько минут беседе с корреспондентом «Магнолии», все годы своего выхода в свет освещающей жизнь этого Храма Мельпомены.
- Валерия Михайловна, по понятной причине мы, ваши зрители, не виделись со сценой практически все лето. Как его, пандемийно-карантинное, прожил коллектив театра, как шла подготовка к новому сезону?
- Вопрос ожидаемый. Поверьте, несмотря на все трудности ограничений, в театре работы только прибавилось. Мы даже в сезон отпусков не останавливали свою деятельность. Выйдя за стены театра в Интернет, его социальные сети, мы стали гораздо ближе к нашим постоянным и потенциальным зрителям. Появились новые возможности их воспитания и привлечения, новые плодотворные связи с отечественными и зарубежными коллегами. Главное достижение - это установление нашего прямого творческого взаимодействия с московским ГИТИСом, ведущим театральным вузом не только России, но и, не ошибусь, всего СНГ. Счастливы были познакомиться с его ректором, Григорием Анатольевичем Заславским, восхищаемся тем, насколько этот знаменитый деятель театрального искусства по-настоящему интеллигентен, доступен и прост в общении, как быстро он реагирует на любые реальные предложения и творческие проекты. Как результат, впервые в истории театра мы вышли на совместный творческий проект с ГИТИСом, который поддержали Министерство культуры Российской Федерации, Росконцерт, управление культуры, архивов и документации акимата Жамбылской области. Первым детищем стал спектакль «Шутники» по пьесе классика русской литературы и драматургии А. Островского, поставленный группой москвичей, выпускников вуза, которым мы закрыли сезон и открываем новый. Для нас это, конечно, свежая струя, новые подходы, новый уровень. Надеемся, что жамбылские зрители увидят и по достоинству оценят новинку репертуара.
- Чем еще нас порадует театр в новом сезоне?
- На следующий день после торжественного открытия сезона состоится премьера спектакля «Ловушка» в постановке нашего известного зрителям актера и режиссера, Отличника культуры Республики Казахстан Бекназара Избасарова. Под руководством Сайфиддина Мелиева, приглашенного режиссера из Узбекистана, уже известного зрителям области постановкой комедии «Сеньорита Рита» (2019 год), идут репетиции спектакля «Ходжа Насреддин» по пьесе Леонида Соловьева «Очарованный принц». Приступила к работе над новой постановкой режиссер Дина Жумабаева, лауреат республиканского конкурса «Дебют» (2010 год). Будучи студенткой Казахского Национального университета искусств, она поставила в нашем театре спектакли «В ожидании Годо» и «Мертвые души», занявший первое место на театральном фестивале в номинации «Лучший актерский ансамбль». И, конечно же, продолжим сотрудничество с ГИТИСом, надеемся на новую совместную работу. Это ближайшие планы на сезон, о дальних говорить воздержусь, пусть лучше они станут сюрпризом.
- Не побоюсь сказать, что театр делают актеры. Произошли ли изменения в труппе?
- Испокон веков актеры - это свободные, странствующие, говоря современным языком, мобильные люди. Наверное, так заложено в самой профессии. Не обошлось без потерь и у нас, уволились двое актеров, о которых мы будем вспоминать добром. Зато худсовет из многих претендентов методом кастинга принял на освободившиеся вакансии двух начинающих актрис: Анну Коломийцеву, выпускницу творческого отделения гуманитарного колледжа имени Абая, и Аяжан Несипбаеву, окончившую колледж эстрадного искусства по специальности «актриса драмы». Члены худсовета признали обеих талантливыми и перспективными. Кроме того, и это я отмечаю с удовлетворением, театр пополнился выращенными у себя режиссерами. Окончили высшее образование в Кыргызском государственном университете искусств имени Бубусары Бейшеналиевой (Бишкек) отмеченные и любимые многими зрителями наши актеры. Получила диплом режиссера Галина Соколова, поставившая у нас в качестве дипломной работы спектакль по произведению Вампилова «Не покидай меня». Анатолий Просалович поставил героическую хронику «Герои былых времен». Марина Просалович, уже известная постановкой в качестве ассистента режиссера драмы А. Островского «Гроза», уже режиссером довела до премьеры вместо заболевшего К. Касымова спектакль «На дне».
- Остается только от души порадоваться за новые кадры. Спасибо за интервью, и с новым сезоном Вас, Валерия Михайловна и весь коллектив театра.
«Молчите, ангелы! Смотрите, я играю!»
С искрометной выдумкой и как-то очень тепло, как в доме встречают дорогих гостей, по которым очень соскучились, в фойе театра встретили актеры горожан, пришедших на открытие 55-го театрального сезона. Среди них и заядлые театралы, и много молодежи. Хозяева от души «потчевали» их радостными улыбками, яркими костюмами, приветствием музы театра Мельпомены и так неимоверно подходящими к случаю песнями (на собственные стихи) из советских киношедевров «12 стульев» - «Белеет мой парус…» и «Обыкновенное чудо» - «Ах, этот вечер…» А в финале пролога зрители с восторгом приняли популярный с 20-х годов прошлого века танец фокстрот в исполнении Елены Козаченко и Виктора Майнашева.
Словами, идущими от сердца, новый сезон торжественно открыли директор театра Акылдос Тажиев и его «правая рука» Валерия Сон. Признанием любви к коллективу театра и пожеланиями творческих успехов прозвучали выступления представителей городского совета ветеранов и ОО «Русская община «Радонеж». Возвышенно настроенных зрителей пригласили в зал.
На сцене бузят «Шутники», а зрители страдают
Это произведение принадлежит перу замечательного русского писателя и драматурга Александра Островского, с творчеством которого театр неоднократно знакомил жамбылских зрителей (пьесы «Гроза», «Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты» и другие шедевры классики). По традиции, завершив предыдущий сезон премьерой «Шутников», коллектив театра открыл этим же спектаклем сезон новый. По замыслу постановщиков, а ими выступили режиссер Петр Норец, Марина Автандилова - сценография и костюмы, балетмейстер Настасья Воронцова - все выпускники московской «фабрики звезд», как по праву называют легендарный ГИТИС (Государственный институт театрального искусства РФ), спектакль необычно решен синтезом трех жанров, включающим элементы цирка, «скоморошьих слез» и современного стендапа (так теперь называется монолог на зрителя). Именно они, подкрепленные бичующей, едкой социальной сатирой драматурга, должны были способствовать раскрытию фабулы пьесы и авторского замысла. Дело, если вкратце, вот в чем…
Бедный помещик Оброшенов (обратите внимание на эту и другие «говорящие» фамилии персонажей) выдает замуж младшую дочь Верочку за бедного и скромного юношу Гольцова. Подготовку к свадьбе нарушает то, что молодой человек потратил чужие деньги на похороны матери, и долг нужно немедленно возвращать. Состоятельные соседи не спешат выручать Гольцова, лишь жестоко подшучивают над ним. Оброшенов тоже умоляет знакомых выручить, но те в ответ устраивают обидные розыгрыши, буквально сводя с ума отставного чиновника, а затем почти нищего помещика, отца невесты Оброшенова.
То, что происходило на сцене по ходу спектакля, описать очень трудно, скорее просто невозможно - это надо увидеть, услышать, пропустить через собственный разум, а потом как-то по-своему оценить. Не будучи искусствоведом, театроведом, автор этой статьи не имеет права на полноценную рецензию, а может только поделиться собственными, нужно сказать, противоречивыми впечатлениями. Да, спектакль получился в полном смысле новаторским, такого еще не приходилось видеть на местной сцене. Спасибо постановщикам за сохранение, до последней реплики, авторского текста произведения, что очень важно, ведь это классика. Удачен подбор актеров на большинство ролей, они, вжившись в образы, талантливо раскрыли их.
В диковинку была оформлена сцена, она представляла собой что-то от цирковой арены с низкой круглой тумбой, на которой обычно сидят дрессированные животные (в спектакле с нее герои произносили ряд своих монологов), и потайными ящиками фокусника, «распиливающего» свои «жертвы». А чего, к примеру, стоит возвышающееся на заднем плане засохшее дерево, увешанное настоящими бубликами, и сиротливо застрявшим меж ветвей игрушечным медвежонком. Из сушек изготовлены букли парика купца Хрюкина, сушки же заменяют… деньги. Что бы это значило? Может быть, исходя из известной поговорки, «кому-то жемчуг мелкий, а кому-то хлеб черствый»? Начавшись барабанной дробью, действие сопровождалось ударами в барабан и лязгом металлических литавр - это непременные атрибуты японского, корейского, китайского театра… В общем, много непривычного и не совсем понятного, органично не связанного с произведением русской классики. Но таков замысел и видение постановщиков спектакля, а с ними, как известно, не поспоришь. Оказывается, все эти непонятные зрителям старших поколений штуки, как и весь спектакль, предназначены молодежной аудитории для лучшего восприятия ею классики. Кстати, говорят, что сдача постановки и ее премьера, на которые были приглашены студенты вузов и колледжей, прошли «на ура». И чего пенять на постановщиков, если кому-то из нашей неподготовленной публики, по их отзывам, «было непонятно и неинтересно, и вообще, такого нам не надо».
Что касается спектакля, открывшего юбилейный сезон, то вполне очевидно, почему вслед за дикими проделками изнывающих от безделья богатеньких «шутников» зал не взрывался смехом. Стояла напряженная тишина, зрители сопереживали и сочувствовали главным героям, вынужденным унижаться от безысходности своего материального положения. А что актеры, занятые в постановке? Их состав несколько изменился по сравнению с премьерным, но они, как говорится, выложились полностью, сделали все, чтобы донести до нас созданные ими образы. А это помещик Оброшенов (артист Бекназар Избасаров) и члены его семьи: старшая дочь Анна Павловна (Марина Просалович), младшая - невеста Верочка (Анель Мурзабекова), ее жених Гольцов (Тимур Романюк). Это троица антигероев - шутников: Недоносков (Самат Махамбетов), Недоумов (Санжар Ботбайбек), Недоростков (Темур Ичиков). Это купец Хрюков (Евгений Орлов) и, наконец, свахи Ольга Избасарова и Надежда Антимонова, сестра Оброшенова Улита (Надежда Турманидзе). Зрители стоя устроили этому замечательному ансамблю актеров овации и наградили цветами. Наверное, не стоит повторять, что тема того, как деньги, материальное богатство зачастую калечат и уродуют человеческую натуру, душу, вечна и актуальна во все времена и для всех поколений.
«Ловушка» для преступника
Театр вновь обратился к французской драматургии, впервые на нашей сцене показав премьеру спектакля в жанре комического детектива «Ловушка» по пьесе Робера Тома. Многоопытный актер и режиссер, Отличник культуры РК Бекназар Избасаров, верно улавливающий материал произведения, интересы и запросы зрителей, насмотревшихся с телеэкранов изрядно надоевших кровавых криминальных драм, боевиков и детективов с автопогонями, стрельбой и горами трупов, «оборотнями в погонах» и непременными служебными романами стражей закона, пошел по другому пути. Вместе с художником- постановщиком Владимиром Сизинцевым и шестью ведущими актерами театра он сумел с первых и до последних минут спектакля погрузить зрителей в такую криминальную интригу, что дух захватывает.
В изящной обстановке горного домика Даниэль Корбан (артист Анатолий Просалович) впадает в тоску и истерику, заливаемые алкоголем, из-за пропажи во время проводимого здесь медового месяца молодой жены. За дело по ее поиску берется строгий и бескомпромиссный комиссар полиции (артист Виктор Майнашев). Местный священник - кюре (артист Павел Иванов) приводит в дом нашедшуюся миссис Корбан (артистка Марина Просалович), которую муж не узнает и утверждает кюре и комиссару, что видит эту женщину впервые. Он настаивает, что это аферистка и самозванка, желающая получить его наследство, а все, включая кюре и прочих, ее банда сообщников. В нарастающую интригу по установлению личности миссис Корбан ввязываются свидетели свадьбы: бродячий художник (артист Евгений Орлов) и патентованная медсестра (артистка надежда Новикова), готовые за деньги свидетельствовать все, что угодно, в пользу заплатившего им. Все происходящее окрашено флером тонкого юмора, вызывающего улыбки и сдержанный смех.
Так где же настоящая жена Даниэля, жива ли она? Приходите в театр, посмотрите «Ловушку» и узнаете. А зрители премьеры наградили актеров, многократно выходивших на поклон, столь же многократными возгласами «браво!» и долго не смолкающими овациями.
Михаил БУНИН, фото автора