— Гулзия Расылхановна, за последние годы в Парламенте страны, научной, педагогической и родительской общественности, в СМИ немало копий было сломано по поводу перехода на 12-летнее обучение в казахстанской средней школе. «Баталии» то разгорались, то затихали. Так быть ли у нас школе 12-летке?
— Начну с того, что с 2003 года, как и по всей республике, в трех школах города: №5, №7 и №39 идет эксперимент по обучению в течение 12 лет. Если дети первых двух названных школ, участвующие в эксперименте, сегодня учатся в 10 и 11 классах, то в СШ №39 — в 11 и 12 классах. В текущем году состоится первый выпуск, ребята вместе со всеми будут сдавать ЕНТ. Хочу подчеркнуть — это очень важный, но все же эксперимент, в ходе которого апробируются новые учебные планы и программы, новые методики. В связи с планируемым переходом на 12-летку действительно высказывалось очень много мнений, предложений и рекомендаций, но, судя по недавнему указанию Главы государства, рекомендательным документам Министерства образования и науки, переходу быть. Мы это осознали и всесторонне готовимся.
— Что даст «лишний» год в стенах школы?
— Он лишним не будет, первоклассниками станут дети в возрасте шести лет, и выпускники будут выходить из школы в том же возрасте, что и сейчас. Что же касается сути вопроса, что это нам даст, то очень многое. Мы войдем в современное мировое образовательное пространство, где в большинстве государств уже давно средняя школа стала 12-летней. Мы получим больше возможностей глубокого наблюдения и изучения личности ребенка, в том числе путем психометрических тестирований личности, что даст достоверную картину склонностей и пригодности детей в дальнейшем, как это делается, к примеру, в Японии, США, Израиле. К выпуску педагоги, учащиеся и их родители будут знать, что это гуманитарий, художник, артист, а это — будущий оператор сложной техники, инженер, ученый и так далее. В 11 и 12 классы, а затем в вузы пойдут самые достойные. Добавим к этому профориентационную работу в школе, дуальное обучение в колледжах и вузах, в итоге страна получит мотивированные к труду квалифицированные кадры. Рассуждать можно много…
— И когда осуществится переход на 12-летку?
— Скорее всего, тогда, когда завершится выпуск из всех экспериментальных классов, будет полностью изучен и систематизирован результат эксперимента, а главное — подготовлена учебно–материальная база, включая потребное количество школ, новых учебных планов и программ, соответствующих учебников, подготовленных педагогов. Будет разработан новый единый государственный стандарт среднего образования. Переход начнется с приказа Министерства образования и науки, будет проходить постепенно.
— Значит, изменится и предшкольная подготовка детей?
— Безусловно, она сдвинется на год ниже, в подготовительных группах детсадов будут обучаться дети с пяти до шести лет. Кстати, это поможет нам решить целый ряд проблем, несколько разгрузить дошкольные учреждения. В связи с происходящим за последние годы «демографическим бумом» в школах города мы открываем более 200 первых классов. В текущем году только предшкольных классов насчитывается 174, в них более 3870 детей. «Подготовишки» есть в детсадах, мини-центрах и в частных образовательных учреждениях. Я полностью ратую за государственно-частное партнерство в деле предшкольной подготовки, ведь для полного удовлетворения всех нуждающихся в детсадах нам в городе их нужно открыть еще не менее 30.
— Говорят, что при 12-летнем обучении продолжительность учебной недели будет пятидневная. Это коснется только начальных классов или всех?
— Это было бы замечательно, особенно в младшем звене — 1–4 классах. Но это возможно в будущем, когда вступит в силу новый образовательный стандарт. Пока работаем по шестидневной учебной неделе.
— Завершается учебный год. Выпускников и их родителей волнует вопрос, есть ли принципиальные изменения в проведении ЕНТ?
— На сегодняшний день никаких изменений нет. Как и в предыдущие годы, желающие сдавать ЕНТ написали и сдали заявления. Прежним остается количество пороговых баллов — 50 и выше, а для возможности поступать в ведущие государственные вузы страны — 70 баллов и выше. Также актуальны вопросы организации ЕНТ, обеспечения секретности заданий, безопасности учащихся. С этим у нас в городе в прошлом году никаких эксцессов или инцидентов не было. Мое кредо: к детям нужно относиться как к детям, по-матерински их любить, не забывать, что это наше будущее.
— Спасибо за ответы.
Михаил БУНИН,
фото автора