К сожалению, сегодня этому явлению больше всего подвержена подростковая среда. По статистике, с 2007 по 2014 год в Жамбылской области рост суицида среди подростков составил в общем 231 факт. В прошлом году в Таразе зафиксировано два оконченных суицида и одна попытка.
«Я никому не нужен, меня никто не любит…» — суицидальный синдром каждого подростка начинается примерно с таких мыслей…
Исследования суицида в подростковой среде показывают, что основной причиной, по которой подростки решаются на такой шаг, является недостаток внимания со стороны родителей и педагогов к их проблемам.
— Родители сегодня на первое место ставят материальные блага для ребенка, забывая о его душевном спокойствии, — отмечает медицинский работник сш №16 Гульнара Жунусбекова. — Ребенка всячески должны поддерживать родители, быть ему опорой. Не пренебрегать частым общением с ним, интересоваться его жизнью, проявлять ласку и заботу, чтобы в трудные минуты своей жизни ребенок искал их в первую очередь у своих родителей.
Чтобы понять, склонен ли ребенок к суицидальным действиям, родителям и педагогам необходимо иметь представление о психологическом портрете суицидента. Составить его попытались участники семинара. В итоге, собрав по крупицам основные черты характера, они смогли предположить, что, скорее всего, это подростки от 13 до 15 лет. Половина из них испытывают насилие в семье, становятся заложниками конфликтных ситуаций. Чаще всего девочки совершают псевдосуицид (демонстративный), а мальчики и юноши — парасуицид (незавершенный). У этих детей чаще всего много свободного времени, они не заняты во внеурочной деятельности. Чтобы покончить жизнь самоубийством, большинство из них используют лекарственные средства. И, скорее всего, эти дети — из социально неблагополучных семей.
Однако это утверждение вызвало у некоторых участников несогласие.
— Каждый раз, когда поднимают вопрос о суицидальных детях, то почему-то делают основной акцент на ребятах из малоимущих и малообеспеченных семей, а также детях-сиротах, — отметила начальник ИДН ОП-3 Евгения Юрина. — Я по своей практике могу точно сказать, что суицид совершают именно дети из благополучных семей. Они ничем не заняты, у них есть все. Именно социальные аспекты являются причинами суицида, но не криминальные. Ребенок, у которого нет ничего, не будет кончать жизнь самоубийством, он будет стремиться добиваться чего-то в жизни. Для него жизнь — это борьба.
— Часто взрослые не задумываются, что попросту подстраивают детей под себя, — отмечает психолог гимназии №7 Татьяна Шибина. — В итоге, когда ребенок попадает в какую-нибудь непростую для него ситуацию, ломается морально. И, возможно даже, уже перестанет верить в себя. Серия таких ситуаций, где ребенок остается без внимания родителей, накладывает свой определенный отпечаток в его душе. Наша главная задача — не допустить этого.
Как показывают исследования, наибольшее количество суицидов приходится на весну и осень. По статистике, 80 процентов детей, ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, были психически здоровыми. Психика мальчиков более хрупкая, об этом свидетельствует большее количество суицидов среди них в возрасте от семи до 14 лет. С 15 до 18 лет чаще всего жить не хотят именно девушки. Попыток суицида насчитывается больше, чем состоявшихся самоубийств.
— Совершая суицид, ребенок не хочет жить именно такой жизнью, — отметила методист Дома дружбы Вера Майкович, — которая ему предлагается, то есть это всегда конфликт ребенка и социума, в котором ребенок оказывается бессильным. Наша главная задача — научить его социализации, уметь находить компромиссы и работать над собой. Свою роль здесь может сыграть и занятие творчеством: у ребенка появится возможность самовыражения, выплеска своих эмоций.
Примерно так это описала пятиклассница гимназии №24 в своем сочинении:
«Я считаю, что жизнь прекрасна. Во-первых, потому что я здорова… У нас очень дружная и веселая семья, у меня есть мама и папа. Жизнь прекрасна, потому что я занимаюсь танцами. У меня много друзей. И надо ценить все, что у нас есть…».
Светлана ГЛАДКОВА,
фото автора