Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 26 апр, 10:54

Цирк по Островскому? Запросто!

Свежий взгляд на пьесу А.Н. Островского «Шутники» представит таразскому зрителю творческий тандем из Москвы 

Режиссер Петр Норец, балетмейстер Настасья Воронцова и сценограф Карина Автандилова – все они выпускники ГИТИСа. Этот институт театрального искусства реализует совместный творческий проект с Жамбылским областным русским драмтеатром, в ходе которого его выпускники будут ставить дипломные работы у нас. Авторы идеи – ректор ГИТИСа Г. Заславский и директор нашего театра – А. Тажиев. Проект стал возможным при поддержке Министерства культуры Российской Федерации , ФГБУК «Россконцерт» и управления культуры , архивов и документации акимата Жамбылской области.

«Шутники» Петра Нореца – первый спектакль в рамках этого проекта, и надеемся, не последний. 

Пьеса малоизвестная, но весьма стоящая. Она никогда не ставилась ни в одном из казахстанских театров. Жанр оригинальной пьесы – трагикомедия, однако режиссерское решение – подать сюжет в виде циркизации: цирк, стендап и скоморошьи слезы. При этом сюжет совершенно не подвергается изменениям.
 
Выбор материала Петр объясняет злободневностью, непреходящей актуальностью поднятых тем и выразительными, яркими персонажами.

В спектакле задействованы девять артистов. Норец делится, что работать с коллективом легко: «ребята замечательные, подвижные, открыты новому опыту».
 
Эта постановка – десятая режиссерская работа Петра. В плане жанровых экспериментов тоже не дебют. Так, в Казанском ТЮЗе он поставил «Nедоросль» Дениса Фонвизина, превратив классическую пьесу в хип-хоп music комикс, а в Елецком драматическом театре «Бенефис» показал траги-комикс о подростках, предках и космосе «Мама, мне оторвало руку» по пьесе Марии Конторович. 

Но вернемся к «Шутникам» на сцене Жамбылского драматического театра. В спектакле будет очень много хореографии. Все танцевальные партии ставит балетмейстер Настасья Воронцова, и это ее пятая крупная работа. 

- Цирковой жанр предполагает много сцен движений, и я очень рада, что артисты не боятся экспериментов. Моя задумка – объединить разные стили. Здесь и классика, и современные танцы, и контемп. В русскую архаику хотелось добавить нечто сакральное, необычное, странное, даже трешевое, - делится Настасья. 

Костюмы героев – тоже сплошной микс. Одежда будет сочетать в себе как элементы нашей эпохи, так и ХIХ века, и даже европейского цирка. Художник по костюмам Карина Автандилова рассказывает: 
- Это попытка соединить несколько жанров, которая даст кардинально новое ощущение пьесы. Это костюмы вне времени.

Сюжет разворачивается вокруг извечной темы денег. Бедный отставной чиновник Оброшенов выдает замуж младшую дочь Верочку. Жених – бедный и скромный Гольцов, который, как выясняется позже, задолжал крупную сумму. Долг нужно немедленно возвращать. Но состоятельные приятели не спешат его выручать, зато жестоко подшучивать горазды. Тогда Оброшенов умоляет знакомых помочь, но те устраивают небезобидные розыгрыши. В обществе, где всем управляют деньги, благородство и честность становятся лишь поводом для насмешек. Спасти ситуацию под силу лишь благородному купцу Хрюкову. На сцене возникают разные модели любви: искренняя и продажная, трагическая и безответная; подняты темы жертвенности, корысти, беспомощности.

Спектакль обещает быть крайне необычным. Петр Норец считает, что театр должен быть синтезом разных искусств: таково требование времени. К «Шутникам» это применимо как нельзя кстати. Молодая творческая команда, несомненно, удивит таразского зрителя новой постановкой, премьера которой ожидается в конце месяца.

Ольга МАХИНЯ, заведующая литературной частью театра