Мы продолжаем знакомить наших читателей с лучшими представителями различных профессий, мастерами своего дела
Сегодня предстоит встреча с музыкантом-профи Александром Барановым, основателем школы игры на гитаре в городе Таразе, преподавателем детской музыкальной школы имени М.И. Глинки
- Александр Николаевич, интерес к профессиональному гитаристу-педагогу не случайный и не праздный, ведь гитара сопровождает нашу жизнь от начала и до конца. Три аккорда на лавочке во дворе в окружении друзей, песни под гитару у костра в турпоходе, в солдатской казарме и на привалах, звучащие по радио цыганские песни и романсы с поющими гитарами, беготня за пластинками с записями «битлов» и знаменитых бардов… Это, как говорится, ностальгические воспоминания, а теперь вернемся в день сегодняшний и начнем нашу беседу с представления Вас читателям.
- Биография у меня, уж извините, стандартная, как и у большинства советских людей, родившихся в середине прошлого века. На свет появился в 1952 году в селе Вязьмино Саратовской области. По рассказам родителей, время тогда было трудное, голодное. Мне было года два, когда отец в поисках лучшей жизни увез семью сначала в Узбекистан, а потом в Киргизию, где на юге, в городе Сулюкты, устроился работать на угольную шахту, а мама - на швейную фабрику. Там прошло мое детство: учился в средней школе и параллельно в музыкальной.
- По классу гитары, конечно?
- Не торопитесь, тогда таких классов не было. Учился по классу баяна, а повальное увлечение семиструнной гитарой тогда только начиналось. А вот когда учился по классу баяна в Ошском музыкальном училище, увлекся гитарой, которая понравилась и буквально, как говорится, зацепила. Под магическим воздействием «битлов» в стране как грибы после дождя стали появляться ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) как профессиональные, так и любительские в составе трех электрогитар (бас, соло, ритм), ударных и клавишного инструмента. Начал играть на гитаре в таком ансамбле нашего училища, а потом принял решение заниматься гитарой серьезно.
- Такая возможность уже была?
- После училища дипломированным специалистом вернулся в родной Сулюкты, где стал преподавать баян в родной музыкальной школе. Так началась моя трудовая педагогическая деятельность, а через год я был призван на воинскую службу и, как сам пел в песне «Черное море, белый пароход», попал на Балтийский флот. Во время стоянок на базе репетировали и выступали ансамблем. И только после службы осуществил свое решение и мечту поступлением по классу гитары в Новосибирскую консерваторию. Как видите, при большом желании возможность можно найти всегда.
- Консерватория - высшая ступень музыкального образования. Хочу спросить, каким инструментом вы овладели? Не могу блеснуть своими познаниями, потому что знаю только о существовании испанской шестиструнной гитары, семиструнной, гавайской, маленькой укулеле и… все…
- Разновидностей гитары много, но основные - это испанская, у которой действительно шесть струн, и русская семиструнная, которая считается классической. Вот ее я и постигал в консерватории.
- А чем они отличаются?
- Это поймет любой музыкант. Они отличаются строем. Если у испанской строй ми - си - соль - ре - ля - ми, то у русской классической строй ре - си - соль - ре - си - соль - ре. Принципы игры одинаковы. Надеюсь, что Вам понятно.
- В общем-то, да… Давайте вернемся к вашей работе.
- В Джамбуле у нас были родственники, которые в 1976 году пригласили меня к себе. Приехал, город до того понравился, что решил остаться. Естественно, начались поиски работы. Пришел в детскую музыкальную школу имени М.И. Глинки, директор развел руками - свободных преподавательских вакансий по классу баяна нет и не предвидится. Его можно было понять, в те годы в городе работало очень много талантливых баянистов -педагогов (сегодня они в дефиците). Мне подсказали, что во втором микрорайоне, в здании общежития объединения «Химпром» работает детская музыкальная школа имени Дины Нурпеисовой, и посоветовали обратиться туда. И вот я в кабинете основателя и директора школы Григория Исаевича Киршнера, который, как я убедился потом, лишь бы кого на работу не принимал. Объяснив, что вакансий баянистов у него нет, он огорченно передернул плечами, задумался, постукивая пальцами по столу, и с хитрой интонацией спросил: «А может еще чем-нибудь владеете?», после чего с улыбкой стал ждать ответа. Я сказал, что владею классической гитарой на уровне консерватории. «А что-нибудь изобразить можете?», - уже с нескрываемым интересом спросил директор. У меня не было с собой инструмента, мне тут же нашли какую-то гитару, я сыграл несколько пьес. После этого мне было сказано нести документы, оформляться и приступать к работе. И, как говорится, пошло - поехало! С 1977 по 1995 год давал уроки баяна, а в основном начальное образование по программе классической гитары. В Джамбуле никогда такого не было, так что вполне могу считать себя основоположником.
- Это действительно так. Благодаря Вам гитара по-настоящему и серьезно зазвучала в нашем краю.
- С 1995 года и по сей день работаю в детской музыкальной школе имени М.И. Глинки. Одно время параллельно работал в гуманитарном колледже имени Абая, открывшем специальность «гитара» и до ее, к сожалению, закрытия.
- Где-нибудь еще у нас преподают гитару?
- Да. В центре внешкольной работы и детского творчества, в музыкальных школах Сарыкемера, Гродеково - это то, что я знаю. Появились музыкальные студии, различные курсы.
- Чем отличается методика преподавания игры на гитаре от методик по другим инструментам? Раньше в книжных магазинах продавали большие книги в мягком переплете - «Самоучитель игры на гитаре». Бери, учись и играй…
- Очень интересный и важный вопрос. Видите, у меня полки забиты такой и другой литературой по гитаре, в Интернете можно найти все, что угодно. Дело в другом. Научиться бренчать эти самые три аккорда можно за месяц, а играть по-настоящему очень сложно. Методика преподавания едина: нотная грамота, теория музыки - это азбука, фундамент. Остальные нюансы зависят от инструмента. Фортепиано - это струнный клавишный ударный инструмент, гитара - струнный щипковый инструмент. Техника и приемы игры в корне отличаются. Мы ближе к скрипке, самому трудному в овладении инструменту, на которой не смычком, а пальцами когда надо исполняется прием, именуемый «пиццикато». За скрипкой по степени сложности следует гитара. Это признавал даже великий скрипач-виртуоз Никколо Паганини. Будучи в зените славы, он говорил: «Я король скрипки, но гитара моя королева». Он мастерски владел этим инструментом, писал много произведений для гитары. Почти все произведения великих композиторов мира, а они, в основном, были пианистами, имеют переложения для гитары.
- И снова о преподавании: в чем его трудности, сложности?
- Никакой другой инструмент, кроме гитары, не обладает столькими ресурсами при простоте средств. Она сочетает в себе звучность арфы, выразительность смычковых инструментов и полифонические возможности клавира, - все это одновременно умножает трудности исполнения, имеющего специфичный для гитары психологический аспект, наслоение технических элементов. Поэтому обучение такому трудноовладеваемому инструменту следует начинать в детском возрасте, чем я и занимаюсь. Все с нетерпением и интересом ждут первого урока, всем хочется сесть и сразу что-то сыграть. А представьте, сколько их ждет утомительного труда, неудач и разочарования. Педагог должен от начала и до конца обучения быть максимально терпеливым и сдержанным, не допускать излишних эмоций, шаг за шагом приближать ребенка к хотя маленькой, но победе над собой и инструментом. Терпение и труд, помноженные на музыкальные способности ученика, его желание и энтузиазм дадут нужный результат - вырастет хороший гитарист.
- Судя по всему, Александр Николаевич, Вам это прекрасно удается. Теперь самое время подвести итоги Вашей педагогической деятельности, поговорить о ваших выпускниках. Много ли их было, есть ли среди них гитаристы-профессионалы, пошедшие по стопам учителя?
- Честно говоря, никогда не задавался целью считать своих выпускников, которых за более 43 лет работы, наверное, сотни. Вот у меня на столе не умещаются их фотографии - это только за последние годы. А помню, пусть извинят остальные, только самых известных, которые действительно пошли по моим стопам. Женя Гончаров живет в штате Калифорния США, работает в фирме, дает уроки гитары. Берик Байжанов был отличным учеником, сейчас работает в Барнаульской филармонии. Евгений Ким окончил Московскую консерваторию, концертирует. Зот Малахов ведет класс гитары в Краснодаре, является лауреатом Всероссийских и международных конкурсов гитаристов. В концертах я часто играл в дуэте с Богданом Загрибельным, который в Москве готовится стать звездой химической науки, но гитару не забывает. В общем, разлетелись мои ребята по свету, и кем бы они ни работали, желаю им удачи и успехов в жизни.
- Мой последний вопрос касается, если позволите, Вашего отношения к той музыке, которой в наши дни забит эфир радиостанций и телеканалов.
- Там всякая звучит: народная, редко классическая, в основном попса и то, что к музыке никакого отношения не имеет, как говорится, «ни уму, ни сердцу». Дело вкуса и воспитания авторов, исполнителей и слушателей. Андреас Сеговиа писал: «Искусство игры на гитаре заключается в том, чтобы трогать сердца». Этого придерживаюсь я и передаю своим ученикам. Люблю классическую, джазовую музыку, нравится ансамбль «Мелодия» Гараняна, оркестр Поля Морриа, есть интересные композиции у рок- музыкантов. Этим и живу.
- Пришел ученик, сейчас начнете очередной урок. Большое спасибо, Александр Николаевич, за интересную беседу и новых успехов в Вашей многотрудной педагогической деятельности.
Беседовал Михаил БУНИН, фото автора