Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 01 апр, 12:18

Образовательного бизнеса достойный образец

— Валерий Федорович, в чем истоки Вашего, такого нетрадиционного для сельской местности, бизнеса?
— Они целиком и полностью в истории собственного профессионального становления. С пионервожатого и учителя труда началась моя педагогическая деятельность. Заочно окончил исторический факультет Киргизского государственного университета. Работал учителем истории, завучем, был и на освобожденной комсомольской работе. А потом пресловутая перестройка, «лихие 90-е годы»… Средств на достойное содержание семьи стало катастрофически не хватать, и я был поставлен перед выбором, который вовремя сделал. Оставил госслужбу в должности главного специалиста отдела образования Ленинского района города Бишкека и, как принято говорить, «ушел в свободное плавание».

— Иными словами, окунулись в неизведанные тогда еще рыночные отношения?
— Вот именно. На первых порах занимался пчеловодством, мелкой торговлей, а потом открыл инженерно-технологическую фирму «Апис». По контрактам с заводами изготавливали нестандартное технологическое оборудование для переработки сельхозпродукции и поставляли его хозяйствам Кордайского и других сельских районов. Дела пошли в гору, но ненадолго. Начался распад колхозов и совхозов, а вместе с ним «приказала долго жить» и наша фирма. Тогда у нас с супругой, педагогом от Бога, талантливым учителем английского языка, возник вопрос: «А что мы сами, собственно, хорошо умеем делать?» Ответ дал весь наш предыдущий профессиональный опыт. Так родился первенец (не побоюсь это утверждать) частного образования во всей Жамбылской области — Кордайский центр дополнительного образования «Интенсив-Бiлiм».

— Когда произошло это событие?
— Это было в конце декабря 1996 года. Вместе с супругой начали с курсов английского языка для школьников, а затем открыли Академию дошкольника и компьютерные курсы. При поддержке акимата района удалось организовать платный начальный класс в школе имени Д. Кунаева. На удивление, желающих учиться оказалось предостаточно, и уже летом 1997 года была открыта начальная частная школа языкового направления с углубленным изучением казахского, русского и английского языков. Так что мы были первыми и в деле формирования с детских лет реального трехъязычия.

— А как Вам удалось решить проблему кадров?
— Как говорят в народе: «не было бы счастья, да несчастье помогло». В то время государственное образование переживало трудные времена, надолго задерживали зарплату учителям, к тому же они были низкие. Из школ усилился отток грамотных специалистов. Это позволило пригласить на работу лучших учителей. Тогда мы за каждого ученика взимали плату по 3000 тенге в месяц. Этих денег хватало на достаточно высокую зарплату учителям, а также на покрытие всех расходов.

— Вашей предпринимательской деятельности на ниве образования уже восемнадцать лет, она постоянно и успешно развивается. Чего удалось достигнуть за эти годы?
— Сегодня наш центр представляет собой современное многопрофильное образовательное учреждение с развитой инфраструктурой, многоканальным финансированием, передовыми технологиями, современной материально-технической базой и высококвалифицированными кадрами. Что касается практики, то, во-первых, мы совершенствуем предшкольную подготовку детей. Во-вторых, изначально внедрив дуальное обучение, ведем профессиональную подготовку кадров самой различной направленности и квалификации с учетом конкретных запросов села. Можно сказать, что КЦДО «Интенсив-Бiлiм» стал признаным лидером данного типа образования в своем регионе, оказывая самые востребованные образовательные и иные услуги населению нашего района. В сельской местности Казахстана аналогов ему пока нет.

 
В настоящее время в структуре Центра функционируют следующие подразделения: дошкольный мини-центр на 120 детей; курсы профессиональной подготовки по девяти актуальным специальностям; школа компьютерной грамотности; отдел реализации программ высшего профессионального образования. Мы сотрудничаем с шестью вузами Казахстана, Кыргызстана и России, в рамках государственно-частного партнерства участвуем в реализации всех государственных и отраслевых образовательных программ. Тесно сотрудничаем с районным отделом занятости и социальных программ, в частности, по программе «Дорожная карта занятости-2020». Многие безработные и самозанятые перестают быть таковыми, получая у нас профессии сварщика, автоэлектрика, бухгалтера, повара, парикмахера и прочие. Через центр уже прошли тысячи детей и взрослых, которые получили начальное, дополнительное, высшее профессиональное, послевузовское образование.

— Получается, что Вы конкуренты государственной образовательной системе?
— Конкуренции по сути нет. Мы нашли свою нишу, дополняя государственную систему образования и профессиональной подготовки. Дело в том, что большим организациям образования с их сложной и неповоротливой структурой трудно оперативно уловить и удовлетворить потребности рынка труда, людей. Мы работаем с малыми группами населения и с этими задачами справляемся без особого труда.

— Время все больше требует от человека непрерывного образования на протяжении всей жизни. Это зримо проявляется в деятельности Центра. Наверное, потому, что Вы сами по жизни именно этим принципом руководствуетесь?
— Можно сказать и так. Я имею техническое, педагогическое и юридическое образование, в конце прошлого года стал выпускником Российской академии пчеловодства. Кроме этого, у меня за плечами множество курсов повышения квалификации и тренингов. Особо дорожу обучением в Высшей школе менеджмента при Назарбаев Университете. Такую возможность мне дала государственная программа «Дорожная карта бизнеса-2020».

— И все-таки, Ваше учреждение частное, это — бизнес. Что перетягивает: желание получить большую прибыль или качество образования, которое требует больших финансовых и интеллектуальных вложений для достижения высоких показателей?
— Я думаю, что в любом случае существует некий баланс интересов. Для нас, конечно, очень важны поддержка и развитие собственного благосостояния, но мы вкладываемся по максимуму в обеспечение условий для реализации услуг качественного образования. Если бы перевешивало первое, то мы бы занимались торговлей или другой деятельностью, связанной с возможностью быстро и много сделать денег. И, поверьте, возможностей, таланта и сил у нас бы на это хватило.

— Пусть не покажется очередной вопрос банальным, но в чем все-таки секрет Вашего успеха?
— Прежде всего — это сильная и преданная команда сотрудников, многие из которых работают с нами на протяжении многих лет. Это профессионалы с большой буквы. Мне очень повезло со многими людьми, которые поддерживали нас в трудный период нашего становления и поддерживают сейчас. Это бывшие и нынешний акимы района, их заместители, директор районного филиала Палаты предпринимателей Жамбылской области Е.Аден. Самая же главная составляющая нашей успешной предпринимательской деятельности в том, что она стала делом всей семьи. Моя супруга, Галина Васильевна Ромащенко — исполнительный директор, с нами вместе работают сын и дочь, тоже педагоги. Они вникают во все тонкости и специфику семейного бизнеса, и надеюсь, в свое время станут нашими преемниками.

— Все ли в Вашем деле гладко и безоблачно? Есть ли помехи, трудности?
— Трудности есть, но они объективны. Район у нас сельский, а значит, спрос на отдельные виды образовательных услуг не такой высокий, как, скажем, в Алматы или Таразе. Если бы мы открыли свой бизнес там, денег с избытком бы хватило, чтобы быть довольными жизнью. В наших реалиях, чтобы не только финансово выживать, но еще и развиваться, приходится оказывать самые разные образовательные услуги. А это, поверьте, большая трата сил, времени и ресурсов. Но мы не свернем с избранного пути.

— Спасибо за интервью.

 

Михаил БУНИН