Знакомя наших читателей с культурой, обычаями и праздниками этносов, населяющих Жамбылскую область, «Магнолия» продолжает эту традицию рассказом об одном из уходящих в глубину веков главных праздников еврейского народа - Песах, отмечаемом в текущем году с 27 марта по 4 апреля
Более 3000 лет назад праздник был заповедан Всевышним и Святой Торой в честь освобождения евреев из многовекового египетского рабства, торжества физической и духовной свободы, праздник единения народа Израиля с Богом.
Кто хотя бы раз видел, как по-настоящему отмечается Песах, знает, какой это, казалось бы, странный праздник. Древние сочинители Пасхального Седера (порядка проведения) постарались придумать как можно больше неожиданностей и непонятных непосвященному вещей. Накануне праздника отец семейства с детьми, вооружившись свечами или фонариками, исследуют каждый уголок дома, чтобы собрать до последней крошки хамец (квасное - обычный хлеб, макароны, кондитерские изделия, то есть все, изготовленное на дрожжевой закваске). Если раньше хамец сжигали, то в новое время его разрешено за символическую плату «продать» на время соседу нееврею. Все дни праздника обязательно надо есть только мацу - хлеб бедных, как напоминание об Исходе евреев из Египта. Дома надо сидеть за праздничным столом полулежа и опираясь на подушку – кто позволит себе это в обычные дни? Надо несколько раз обмакивать еду в подсоленную воду. Во время Пасхального Седера надо читать Пасхальную Агаду, повествующую про Исход из Египта, выпить четыре бокала вина, съесть три листика мацы и горькие овощи с пасхального блюда - кеары. И все это в ожидании вкусных блюд на ужин, к которому приступят за полночь, ближе к завершению торжества. Зачем нужен весь этот ритуал? Неужели для того, чтобы просто напомнить, что когда-то, более трех тысяч лет назад, далекие предки еврейского народа были рабами у египтян? Для того, чтобы понять смысл древнейшего праздника, надо, как принято у интеллигентных, образованных людей, обратиться к истории, подробно описанной в центральной части еврейской Библии - Святой Торе. В христианской Библии события описаны в книге Исхода.
В египетском рабстве евреи оказались не в один день. Спасаясь от страшной семилетней засухи, поразившей Землю Израиля, они под предводительством патриарха Яакова, вместе со всем скарбом и скотом ушли в приграничную область Египта, расположенную в дельте Нила плодородную Страну Гошен, по приглашению своего брата Иосефа, фактического главного сановника фараона Египта. Со временем из «высоких гостей», количество которых многократно разрослось, они были превращены в государственных рабов. Под хлыстами беспощадных надсмотрщиков месили глину и изготавливали из нее кирпичи для дворцов, хранилищ зерна и воды, перемещали многотонные каменные блоки на строительстве усыпальниц фараонов - пирамид. Тяжкое, беспросветное рабство спустилось над евреями, без всякой надежды на освобождение…
Пропасть окончательно им не давала память об отцах, заключивших в лице прародителя Авраама союз с Богом. И Он их услышал, когда они к нему «возопили», и послал спасение – пророка Моше (Моисея), прозванного народом Рабену (Наш Учитель). Тот, выполняя приказ Всевышнего, пошел вместе со своим братом Аароном к фараону, которым в то время был сын Рамзеса II Мернептах, со словами «Отпусти народ мой». Примечательно, что это требование Моше стало в течение трех тысячелетий самым знаменитым политическим лозунгом в борьбе угнетенных групп населения, борющихся за свои права и свободы, в том числе черных рабов американского Юга. Их дошедшая до наших дней песня «Lets my people go» стала своеобразным гимном, содержащим слова «Сойди, Моше, пойди в Египет и скажи старому фараону, чтобы он отпустил народ твой».
Вернемся к истории. Не желая расставаться с почти бесплатной рабочей силой в лице еврейских рабов, фараон долгое время упирался и препятствовал. Чтобы принудить фараона выполнить приказание освободить евреев, Всевышний наслал на Египет десять ужасных бедствий (казней), и только после этого фараон нехотя согласился, но предварительно приказал уничтожить всех младенцев в еврейских семьях. Тогда Моше приказал кровью жертвенного ягненка нанести знаки на дверях домов евреев, и ангел смерти обошел их. Отсюда название праздника Песах - от ивритского «пасах», что означает «мимо прошел, обошел». Медлить было нельзя, Моше распорядился срочно собираться, чтобы в ночь начать движение в Страну Обетованную. Тесто, поставленное хозяйками, не успело подойти, взяли в путь, что было, и пекли из него тонкие пресные лепешки. Такова история мацы (мацот) - хлеба бедных, хлеба странствий. Именно в память о горькой рабской доле предков, о скитаниях по пустыне только мацу едят в дни Песаха. Она символизирует не только рабство и нищету, но и свободу, духовное раскрепощение. Процесс ее изготовления тяжелый – ни на минуту нельзя оставлять тесто, состоящее только из муки и воды, в покое, иначе начнется процесс брожения и превращения в хамец. Так и душу нельзя оставлять в покое, иначе она закостенеет, утратит способность к росту. Это вечный урок истории. Так евреи возвращаются к корням, к истоку.
С тем малым, что удалось взять в руки и на плечи, с немногочисленным скотом, ведомые Моисеем, 600 тысяч человек всех возрастов отправились в неизведанный, полный трудностей и опасностей путь, длившийся, как гласит Священное Писание, 40 лет. За эти десятилетия Бог, поддерживая путников, явил им немало чудес. Это и проход по дну моря, и забившая из скалы спасительная вода, когда Моше дважды ударил по камню своим посохом, и падавший с неба ман (манна небесная), которым поддерживали себя бредущие по пустыне.
Но главным событием через семь недель после исхода из Египта стало достижение горы Синай, где среди грома и пламени Бог - в первый и последний раз - обратился ко всему народу и возвестил ему Десять заповедей. После этого Моше поднялся на вершину горы, где провел сорок дней и ночей, высекая заповеди, суть Торы, на двух каменных скрижалях. Мудрецы считают, что вся Тора передавалась Моше постепенно, свиток за свитком, все годы странствий евреев по пустыне. 10 заповедей, ставших универсальным законом всей жизни евреев, впоследствии легли в основу мировой юриспруденции и общечеловеческой морали.
Итак, итогом Исхода стало освобождение от рабства, окончательное оформление союза с Богом евреев, ставших единым народом, получившим Святую Тору и Землю Обетованную - Эрец Исраэль. Пришли в нее через 40 лет только потомки вышедших из Египта, избавленные временем от духа рабства.
С тех пор из поколения в поколение в дни празднования Песаха каждый отец рассказывает детям историю Исхода, начиная ее словами «Рабами мы были, но теперь не рабы. Расскажи, сынок, когда придет время, своим потомкам». Кто научит свободе, таким простым понятиям, как уважение к человеку, собственное достоинство, верность убеждениям и идеалам. К этому нас, граждан Казахстана, призывает объявленная в стране современная духовная модернизация, ведь люди с рабской психологией не построят лучшее государство и общество. Вот чему нас учит «странный» праздник Песах.
Свой Пасхальный Седер в очередной раз провела и еврейская община Тараза, к сожалению, в ограниченном из-за карантинных ограничений составе (большинство семей отмечали праздник дома). Из центральной синагоги Алматы в город было доставлено необходимое количество мацы, кашерного вина и виноградного сока. Канонический, состоящий из 15 частей, Седер провели специально прибывшие из Москвы молодые раввины Моше Ашер и Леви Ицхак.
Михаил БУНИН