Данные о погибших солдатах восьмиклассница гимназии №5 Айша Башигул искала с неподдельным интересом.
— Когда я в первый раз пришла в школу ландшафтного дизайна, не предполагала, насколько интересным окажется обучение, — делится впечатлениями Айша. — Где мы только ни бывали за эти полгода, объездили почти всю область, побывали в воинской части.
Педагог Ольга Сагандыкова предложила школьнице принять участие в поиске родственников солдат, похороненных в Жамбылской земле. Айша без колебаний согласилась, работа закипела. Задача была не из легких, информации у активистов-поисковиков не было никакой. Знали только, что подбирал раненых санитарный поезд, в 1942 году следовавший из Ростова в сторону Джамбула. В то время в районе железнодорожного вокзала находился госпиталь, туда и доставляли раненых. Тех, кто умирал, предавали земле. Официально известно о захоронении лишь одиннадцати человек.
Но поиск продолжался и привел в общероссийскую организацию «Поиск». Данные о самих 11 солдатах обнаружились на российском сайте «Мемориал». А данных об их родственниках там тоже не было никаких.
— Кто-то из знакомых подсказал, что нам могут помочь на сайте www.soldat.ru, — говорит Айша. — Там есть координаты волонтеров-поисковиков. Мы отправили запросы в Беларусь, Украину, Россию. И вскоре нам пришли первые ответы. Александр Кузнецов, Сергей Осипов, Михаил Бунаев, Роман Данилов обещали помочь, чем смогут. Тем же вечером Михаил выслал первые документы из архива.
— Наш первый солдат — сержант Гельман (в других источниках — Гольман) Иосиф Ефимович, местожительство неизвестно, так как поступил в бессознательном состоянии, в графе «родственники» написано: «сведений нет», — рассказывает Айша. — Второй солдат, Цветков Федор Иванович, 1911 года рождения, в санитарный поезд попал с бронхиальной астмой. Родственники проживают по адресу: Калининская область, Ржевский район, деревня Губино. Нашлась его внучка — Прокошева Марина Ивановна.
История семьи Марии Прокошевой оказалась также не менее трогательной. У Марии Григорьевны и Федора Ивановича Цветковых было трое детей. Когда Федор ушел на войну, его жена и дети остались в деревне Губино. Младшенький, Володя, шести лет от роду, умер от голода в 1942 году. Дочь Аня помогала партизанам. Была поймана и расстреляна фашистами. В дом к Цветковым попала бомба, Мария Григорьевна была ранена осколками в ноги, пряталась с дочкой Ниной в подвале. «Бабушка умирала в мучениях, у нее началась гангрена», — пишет внучка. — А когда советские войска освободили деревню, нашли мою маму, Нину Федоровну, к тому времени уже круглую сироту. Ее отправили в детский дом. После войны мама искала отца, писала. Но так мы ничего и не узнали. А теперь выясняется, что мой дед похоронен в Казахстане. Пойду к маме на могилку, расскажу все…»
Были найдены фамилии еще пятерых бойцов, их даты рождения, откуда были призваны и где похоронены. Но самое главное, у поисковиков появились координаты родственников павших воинов.
— К нам пришло письмо от поисковика-волонтера Ларисы, — рассказывает Ольга Сагандыкова. — Она помогла нам найти сына одного из бойцов — Владимира Ильича. Сначала мужчина разговаривал очень настороженно, но услышав о том, что мы делаем, и что каждую весну наши курсанты ходят на могилы, убирают их, приносят цветы, не выдержал и расплакался.
О солдате Горшкове ждали информацию из Новосибирска. Но на связь вышла команда волонтеров-поисковиков из Беларуси. Оказалось, нашлась родственница солдата — Любовь Иваненко. Она искренне благодарила таразских ребят за сохранение доброй и светлой памяти о предках.
Таких историй много, у каждой — своя трагедия, связанная с войной. Одно лишь успокаивает — благодаря помощи юных волонтеров-поисковиков память о погибших не канет в Лету. Поиск продолжается.
Светлана ГЛАДКОВА