Барзу Абдураззаков - заслуженный артист Республики Таджикистан, лауреат премии Кирилла Лаврова
Он поставил более ста спектаклей в разных странах, в том числе во Франции, Германии, России, Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Теперь его постановкой гордится и Жамбылский драматический театр – это драма «Старший сын» по произведению Александра Вампилова. Премьера состоялась 30 ноября.
За месяц работы режиссер создал спектакль, мимо которого невозможно пройти. В нем слезы и смех, драматизм и повседневность, а главное – постоянный конфликт между персонажами. То, без чего нет настоящего спектакля. В атмосферу окунаешься с первых секунд и выныриваешь лишь после поклона.
Полное погружение, результат сплоченной работы всех цехов под умелым руководством мастера. Отдельного упоминания заслуживают декорации: все продумано до мельчайших деталей. Воссозданную на сцене советскую квартиру не отличишь от реальной.
-Это – одна из лучших декораций, что я сделал в своей жизни, - считает режиссер. Даже костюмы персонажей гармонируют по цветовой гамме с декорациями.
За время работы над спектаклем артисты получили колоссальный опыт, раскрылись с новой стороны.
- Это большой опыт, который не повторится. Режиссер рекомендовал много литературы, дал мощный толчок профессиональному росту, - делится актриса Марина Просалович. Сыгравший главного героя артист Павел Иванов рассказывает об интересной находке:
- Чтобы понять, кто твой персонаж, нужно отойти от пьесы, поместить его в другую среду и смотреть, как он себя ведет в различных ситуациях.
Барзу Абдураззаков о своей работе:
- Задача режиссера – добиться, чтобы артист четко понимал каждое свое действие. Вложить точную задачу в его уста. Ребятам я говорил: каждое утро на репетиции вы должны меня заваливать вопросами, терзать меня, чтобы вместе мы поняли, куда идти. Мы не имеем права обманывать публику. Если я обманываю зрителя, то какая разница между мной и рыночным мошенником?
Каждый герой – яркая личность с четко прописанным характером. Наблюдая за происходящим, будто подсматриваешь в окно квартиры, где разворачивается сюжет. Двое парней опаздывают на электричку и замерзают во дворе дома. В попытках согреться они идут на безобидный, с первого взгляда, обман: один из них представляется внебрачным сыном хозяина. К удивлению, отец семейства верит в появление старшего сына, и вранье приобретает сложные очертания.
Этот спектакль – трагедия, узнаваемая в любой семье. Ведь каждому знакомы конфликты не только внешние, но и внутренние. Неустроенность души, смятение и неопределенность. Обман «старшего сына» раскрывается. Но несмотря на это, глава семьи Сарафановых принимает его, по сути чужого человека, чувствуя в нем родную душу. На волне всеобщего примирения и столь долгожданного затишья зрителю предстоит столкнуться с новым неожиданным поворотом. Именно финал делает спектакль столь цепляющим и необычным, считает зрительница Оксана Щибунок:
- Развязка ошарашивает... Ты словно попадаешь из теплой воды в ледяную – настолько внезапный поворот сюжета в конце.
Постоянная зрительница Татьяна Камалова:
- Очень сильная драматическая постановка. Нет слов. Спектакль на полтора часа полностью вырвал из реального мира, погрузив в какую-то магическую атмосферу...
Драматизм и накал страстей, умело вплетенный в простоту и обыденность сюжета, делают спектакль незабываемым.
Работу над этим спектаклем Барзу Абдураззаков посвятил памяти безвременно ушедшего из жизни коллеги – режиссера Камата Касенова. Коллектив театра благодарен таджикскому мэтру.
Ольга МАХИНЯ, заведующая литературной частью театра