Как мы уже сообщали, в ходе работы над проектом «Издание энциклопедии «Традиции и культура этносов Жамбылской области и создание интерактивной карты на основе выпускаемой энциклопедии» КГУ «Қоғамдық келісім» в Доме дружбы проведен фестиваль «Национальная игрушка - достояние народа»
С незапамятных времен, о чем свидетельствуют многочисленные артефакты, устные и письменные источники, традиционная игрушка - кукла стала знаком, символизирующим народный стиль. В детской игре - это средство воспитания и развития, в ритуальных практиках – культовый атрибут, а в постановках фольклорного театра – персонаж театрализованного действа. В наше время кукла становится памятным подарком, сувениром, украшением интерьера жилища. Этническая обусловленность куклы неоспорима, поскольку каждый народ создавал ее по своему образу и подобию. Конструктивные особенности, выбираемые материалы, а также приемы достижения художественной выразительности куклы отражали определенные этнические или региональные традиции. Игрушки рождались из естественной бытовой потребности, народные мастера учились у природы. Мастерили из всего, что она давала: глина, солома, дерево, шерсть животных. Воплощенная в ярких образах, игрушка связывает настоящее с культурным прошлым народа.
Показать все это многообразие поставили своей целью организаторы и участники фестиваля, имеющего другой немаловажной целью возрождение народной игрушки как национального наследия, посредством которого новым поколениям передается опыт приобщения к традициям своего этноса. В мероприятии, имеющем большое познавательное значение, приняли участие представители этнокультурных объединений, активисты молодежного движения «Жаңғыру жолы», дети и взрослые. К сожалению, из-за санитарных требований количество гостей было ограничено.
В первой части фестиваля, концертной, было представлено казахское национальное искусство ортеке в исполнении домбриста Рустембека Малдыбаева. Ортеке представляет собой куклу-марионетку, прикрепленную на нити к руке домбриста и выполняющую на барабане ритмичные движения в такт музыке. Это синтетическое искусство подразумевает ручное изготовление из дерева куклы в виде козлика или барашка, домбры и барабана-дауылпаза, который также используется в представлении. Традиция изображения зооморфных образов в Казахстане имеет древнейшую историю, начиная с петроглифов первобытной эпохи и заканчивая традиционным казахским орнаментом. Ортеке вобрал в себя разные традиции казахского народа: музыкальную, игровую, сакральную, прикладную, ремесленную и изобразительную. Тепло было встречено выступление юных музыкантов из Русской общины «Радонеж», исполнивших музыкальные композиции на ложках, относящихся к разряду ударных инструментов. Ложкари издревле выступали как соло, так и в сопровождении других инструментов: гармоники, балалайки, домры. Ложки, как оригинальный музыкальный инструмент, - неотъемлемая часть русской культуры, национального наследия русского народа, так как хранят традиционную самобытность.
Концертную часть фестиваля продолжили костюмированный танец Асель Орумбаевой, Индиры Партабековой и Улжан Борбаевой из детского сада № 39 «Балдаурен», исполнивших популярный «Қара жорға». Дети с восторгом встретили выступление кукольного театра. Как отметили специалисты, театр кукол имеет свои традиции у многих народов. Излюбленным развлечением городского населения Средней Азии являлся кукольный театр, представления которого устраивались в праздничные дни на базарных площадях, где также выступали палуаны, канатоходцы, факиры. Спектакли состояли из одной-двух небольших сценок, представлявших, к примеру, съезд правителей мусульманских держав и их увеселения или же бытовые юмористические картинки. В традиционном театре использовались перчаточные куклы и марионетки, которыми управлял, как правило, один человек, произнося реплики персонажей разными голосами. Вторая часть фестиваля была представлена выставкой детской керамики, экспозицию которой подготовил республиканский музей-заповедник «Памятники древнего Тараза». История глиняных поделок уходит корнями в доисторические времена, когда наши предки были неразрывно связаны с природой и почитали стихии как божества. Вначале глиняные фигурки птиц и зверей делали не для забавы - они были культовыми предметами. Потом, когда старые верования ушли в прошлое, глиняные фигурки вошли в арсенал детских игрушек и украшений интерьера жилища.
Экспозицию музея органично дополнили традиционные народные игрушки, выполненные членами клуба мастеров при региональной ассамблее народа Казахстана: Любовью Клименко, Верой Площенко и Ольгой Хабаровой. Как поясняли мастерицы, традиционные игровые куклы у многих народов имели большое воспитательное значение. Так, у казахов и народов Средней Азии традиционные куклы изготовливались из дерева и обрезков ткани: ситца, шелка, бархата и других. Наиболее распространенной конструкцией основы была крестовина из прутьев или палочек, на которую крепили голову, сшитую из белой ткани и набитую ватой. Лицо обматывали цветными нитками, вышивали глаза, нос, рот и щеки. Одежда и головной убор для кукол должны были соответствовать традиционному костюму того или иного народа, отражать пол и определенную возрастную категорию. Куклам делали прически из нитей или конского волоса, на одежду прикрепляли «украшения», имитировавшие настоящие. У кочевников, помимо крестовой конструкции, была распространена кукла-скрутка, которая представляла собой плотно скатанный валик ткани, на который надевали одежду.
У славянских народов, живущих в далекие времена на Руси, в каждом доме «жили» по нескольку куколок, их передавали по наследству и ценили как самую дорогую реликвию. Славянская куколка охраняла жилище сутки напролет, отводила порчу, защищала слабых, исцеляла больных. Ее выполняли из разных материалов, но у всех была одна общая черта - они не имели лица. Кукла-мотанка - это украинская народная кукла и оберег. Первые куклы-мотанки появились около 5000 лет назад и распространены были практически в каждой стране. Тогда эти куклы были похожими между собой, ведь изготавливали их только из кусков ткани и материала, который заматывали внутрь. Отсюда название куклы, которое происходит от ее способа изготовления (от украинского «мотати»). Интересно, что для создания такой куклы нельзя было использовать ножницы, иглы и другие колюще-режущие предметы. Ткань рвали руками на маленькие кусочки, а затем сматывали их нитками.
Прекрасным украшением выставки стали современные игрушки от Сарсенкуль Мырзамбетовой, Аманкуль Джанаевой и Елены Медведской, являющиеся неотъемлемой частью современной культуры. Фестиваль завершился вручением благодарственных писем и ценных призов его участникам.
Михаил БУНИН, фото пресс-центра КГУ «Қоғамдық келісім»