Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 25 фев, 09:34

Камат Касенов: «Творить нужно для зрителя»

Искусство, ради которого стоит жить

Свою творческую биографию, признается режиссер, он начинал с кино. Первым шагом стала работа киномехаником в селе Мерке — дни и ночи напролет крутил фильмы. А потом и вовсе, как говорят, затащило по самые уши. Интерес к киноискусству с технической стороны ненавязчиво перерос в нечто большее, чем просто увлечение.

— Я человек разносторонний: увлечений творческого плана было достаточно много, хотел быть музыкантом, писал стихи, — рассказывает Камат Касенов. — Спустя время, пометавшись между несколькими ипостасями, решил отдать предпочтение режиссуре. Поступил на актерское отделение Кыргызского Государственного института искусств, стажировался в Ташкенте, в лаборатории молодых режиссеров Марка Вайля на базе театра «Ильхом». Тогда смотрел на кино совсем другими глазами. Марк Яковлевич научил нас всему, что знал и умел сам, а главное — насколько жанр мультимедиа совместим с театральным. Практически во всех его спектаклях присутствовал экран, посредством которого зрителям демонстрировались те моменты, которые невозможно было передать через постановку. В своей дипломной работе по пьесе Мориса Метерлинка «Слепые» я использовал ту же самую технологию.

— Какие еще киноработы появились в Вашем послужном списке?
— Был двухсерийный художетвенный фильм «24 часа», посвященный 80-летию милиции. Снимал его вместе с профессиональным оператором Сапаром Койчумановым. Искренне рад, что когда-то судьба свела меня с этим человеком, который также многому меня научил, объяснил все тонкости съемки, начиная с выбора правильного ракурса света, работы на втором и третьем плане и заканчивая режиссурой. Можно сказать, что это была моя первая большая работа в кино. Последовали еще шесть художественных фильмов, отснятых в городе Бишкеке. Среди них — «Дарс», «Арман», «Боз байдар» («Дети-беспризорники»), «Качели», короткометражки — «Мама», «Слепые», «Мечтатели», есть фильм, вернее его демо-версия, называется «Дорога в дом», в сюжете которого показана жизнь детдомовских девочек.

— Над чем сейчас работаете?
— Последний фильм снят мною в 2009 году. После перерыва приступил к осуществлению новой идеи. В данный момент это разработка сценария картины под названием «Бегущий человек». На съемки фильма уйдет как минимум год, так как в нем должны обязательно присутствовать разные времена года. Главный герой картины — детдомовский мальчик. Однажды, повзрослев, он начинает придумывать историю своих родителей. Во время рассказа зрители погружаются в атмосферу прошлого его семьи, история которой проносится перед их глазами и заставляет задуматься. Проходят годы, и мы забываем о главном — ценить человеческую жизнь. Герой учит нас беречь то, что имеем сегодня. Я пытаюсь донести до каждого, чтобы дети никогда не оставались без родителей. Почему картина называется «Бегущий человек»? Потому что в реальной жизни мы все от чего-то или к чему-то бежим. Вопрос только в том, куда мы бежим и зачем. Этот фильм, далеко не простой, с философским содержанием и психологической окраской.

— Где планируете начать съемки?
— Основную часть — в Таразе. Хочу показать наш город с разных сторон. Можно было бы снять в Алматы, но этот город слишком огромен для моего персонажа. Была идея снимать ленту в Ташкенте и даже в Москве. Рассматривались разные варианты. Но время начала съемок еще точно не определено.

— Вы долгое время работаете в искусстве. Какие жанры Вам ближе всего?
— Мне близки все жанры. Скорее всего, это происходит из-за того, что я пока еще молодой в этой стихии и не могу определиться. Люблю комедии, трагедии. Хочу попробовать все.
Как-то в Интернете наткнулся на положение о конкурсе, посвященном полету Гагарина. Возникла идея: а давайте снимем кино. Короткометражку. Я пошел в одну из школ и попросил учеников восьмого класса написать сочинение про Гагарина, про космос, звезды. В итоге долго потом пришлось разбирать вот такую кипу (показывает) сочинений и делать инсценировку. Создал персонажа — мальчика, его мысли, мечты. И у меня получилсь. Дети помогли своей фантазией: я должен был увидеть космос глазами детей, ведь мой маленький герой видит его так же, по-детски. Наш фильм занял на конкурсе второе место.

Зрителя нужно уметь очаровать

— Что главное в режиссуре?
— Режиссер может достичь всего, если четко знает, чего хочет. Надо ясно видеть и представлять сценарий. Я к этим вопросам всегда щепетильно отношусь, к съемкам готовлюсь тщательно. То же самое и со спектаклем. Наш наставник Вайль говорил: «Господа режиссеры! У вас есть две задачи, одна из которых — поднять артиста, чтобы публика была в восторге от ваших работ. Лишь только тогда вы станете профессионалами». В первую очередь надо понять аудиторию, поставить себя на место зрителя, понять его, взглянуть на ту или иную проблему его глазами. К тому же театр должен чему-то учить зрителя. К примеру, ставя постановку «Гамлет», я учитывал и то, что герой должен нести воспитательный образ, научить зрителя отличать добро от зла. Ненавязчиво. И если во время просмотра вы стали частью истории персонажей, вы находитесь под впечатлением, значит, режиссер одержал победу. Нужно уметь очаровать зрителя.

— Есть ли возможность делать кино в Таразе?
— Чтобы снимать кино в Таразе, нужны профессиональные кинооператоры, киномеханики и прочие представители технических специальностей, которых, к сожалению, сейчас можно по пальцам пересчитать. Идет отток таких специалистов в большие города. А еще я не нашел единомышленников здесь, как в Бишкеке. В Таразе хотел запустить проект по созданию кино, но пришлось отложить его реализацию. И все же хочу сделать что-то особенное для своего города. Думаю, придет время, и все получится.

 

Светлана ГЛАДКОВА