Награды нашли своих героев
Грудь практически каждого ветерана афганской войны украшают медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», у кого-то - ордена «Красной звезды» и «Славы». Нередки случаи, когда награды находили своих владельцев много позже окончания войны.
Таразец, 45-летний Ержан Жунисбеков, получил свой советский орден «Славы» лишь спустя 21 год. В Афганистан он попал 18-летним парнем почти перед самым выводом войск. Служил в провинции Файзабад в десантно-штурмовом подразделении. За несколько месяцев до окончания войны в октябре 1988 года водитель-механик БМП-2 Ержан Жунисбеков сопровождал колонну из 40 машин. Ничто не предвещало беды: машины с ГСМ и продуктами с воздуха прикрывали вертолеты. Но в один момент «вертушки» почему-то изменили свой маршрут и исчезли из вида. Этим воспользовались прятавшиеся в горах душманы, со всех сторон колонну начали обстреливать.
— Наша машина, ехавшая первой, подорвалась на мине, — рассказывает Ержан Жунисбеков. — Командир и наводчик погибли. Завязался бой. Когда я выпрыгивал из машины, прогремел взрыв, меня контузило. Но я все же дополз до рации и вызвал «вертушки». Через 10 минут они уже с воздуха помогали нам. Колонну удалось спасти. В 2009 году меня нашли через госархив Российской Федерации, где «всплыло» ходатайство моего комбата майора Петрова, а затем мне вручили орден «Славы».
О подвиге другого ветерана — кавалера ордена «Красной звезды» Кулумбета Абдикулова писали еще в советских газетах. Его фотография уже тогда была вывешена на доске почета Туркестанского военного округа. В 1982 году он служил близ селения Баграм провинции Кандагар водителем тягача в артиллерийской батарее 234-го артполка. Колонна попала под обстрел душманов. В первые минуты боя погибли комбат и его заместитель. Приказы отдавал один из уцелевших офицеров. Надо было вывести первые машины из-под обстрела на 300 метров вперед за поворот, где ущелье расширялось, — «раскупорив» создавшуюся пробку. Но головная машина встала — ее экипаж погиб. Кулумбет смог подняться под шквальным огнем душманов и выполнить приказ командира, выведя первую машину из опасной зоны. За ним последовали и другие. В том бою Кулумбет оказал первую помощь раненому земляку Несипбаю Абдраманову, а потом и сам был ранен.
Мирные будни воинов
Жамбылский совет ветеранов Афганистана состоит из более тысячи воинов. Его глава Рахымжан Малыбаев является членом созданной два года назад республиканской Ассоциации воинов-интернационалистов, которую возглавляет Халық Қаһарманы генерал-лейтенант Бакытжан Ертаев. Ассоциация ставит перед собой цели помогать ветеранам той войны, матерям и вдовам не вернувшихся боевых товарищей, воспитывать молодежь в духе патриотизма. Поднимается также вопрос приравнять их к статусу ветеранов Великой Отечественной войны. Тогда они смогли бы решить многие насущные проблемы: с лечением и реабилитацией, получением льгот по оплате комуслуг, проезду в общественном транспорте. Справедливости ради надо сказать, что все таразские «афганцы» получили от государства квартиры. Но, к сожалению, не все из них имеют право на приватизацию. К примеру, «афганцы» Айдархан Азнабаев и Бахытбек Баялиев рассказали, что, согласно информации гордепартамента жилья — ТОО «Тараз Тургын уй», это право имеют только «афганцы», имеющие инвалидность. Им посчастливилось вернуться с войны целыми и невредимыми. Если с ними случится непоправимое, то их семьи выставят на улицу.
— Здоровье уже не то, — рассказывает инвалид-«афганец» Галымжан Жакашев. — В стационар можно лечь только по электронной очереди — через портал. Бывает, что ее приходится долго ждать. Для нас отменили бы эту обязательную процедуру.
Все дело в статусе
Тех 10-12 тысяч тенге, которые получают воины от государства, едва ли хватает на оплату коммунальных услуг. Они просят Правительство, акиматы предоставить им 50-процентную льготу на все виды комуслуг.
— Я понимаю, что раньше, в советское время, действовали другие законы, — рассказывает «афганец» Дуйсенали Калабаев. — Тогда были хоть какие-то льготы, профсоюз полностью помогал. Я считаю, что нас не надо приравнивать к ветеранам Великой Отечественной войны. Нам нужен свой статус воина-«афганца».
По словам председателя городского совета ветеранов ДРА Дукенбая Ермекова, из почти 2000 тысяч жамбылских «афганцев» в живых осталось 1136, остальные из-за полученных травм и болезней не дожили до 26-летней годовщины вывода советских войск из Афганистана.
Абылайхан Куандык,
фото автора