Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 21 авг, 11:44

Чтобы помнили

Слава Ким и его народная слава 

19 августа 2002 года не стало Вячеслава Георгиевича Кима, замечательного музыканта, талантливого аранжировщика и дирижера, организатора и бессменного, в течение более четверти века, руководителя профессионального городского духового и эстрадно-духового оркестров. Его выдающаяся деятельность - это целый мощный пласт в музыкальной культуре Жамбылской области 

В этот день в летнем театре городского парка имени Т. Рыскулова для горожан и гостей города должен был в 18 раз традиционно состояться большой концерт «Музыка города», посвященный памяти маэстро. Увы, пандемия и карантин разрушили все планы. Нам остается ностальгировать по тем незабываемым годам, когда в городском парке играл духовой оркестр, и отметить событие публикацией в «Магнолии», всю свою историю пропагандирующей культуру и ее людей. 

Музыка - вся его жизнь

Вячеслав Георгиевич Ким родился в военном 1943 году в совхозе «Полярная звезда» Чирчикского района Ташкентской области Узбекистана, в скромной семье медсестры и учителя депортированных, как и все корейцы, с Дальнего Востока в Казахстан и республики Средней Азии. В 1966 году окончил Ташкентское му-зыкальное училище имени Хамзы по классу тромбона, где получил квалификации артиста и дирижера оркестра, преподавателя детской музыкальной школы. После переезда всей семьи в Джамбул (Тараз) приступил к трудовой творческой деятельности: руководил эстрадными и духовыми оркестрами железнодорожного ГПТУ-88, технологического и гидромелиоративно-строительного институтов. Работал музыкантом в оркестре республиканского корейского театра Алма-Аты. С 1975 года и до последних дней его жизнь была связана с созданным им городским духовым, впоследствии эстрадно-духовым, оркестром. В 1980 году, после триумфального выступления в Москве, Министерством культуры Казахской ССР оркестру было присвоено высокое звание Народного. Лауреат и дипломант многих республиканских и всесоюзных смотров, конкурсов и фестивалей. Главной своей наградой Вячеслав Ким считал внимание и любовь жамбылцев к творчеству его детища – оркестра. 

«В городском саду играет духовой оркестр»

Эти строки из известной послевоенной песни навевают приятные воспоминания. Автору этих строк, музыканту-любителю, есть о чем рассказать современникам. Жизнь города была пронизана музыкой. Она - симфоническая, эстрадная, народная - почти круглосуточно звучала по радио в квартирах, домах и на улицах. Одним из центров музыкальной жизни был парк культуры и отдыха имени В.И. Ленина. Здесь на летней эстраде год за годом сменяли друг друга оркестры: военный духовой, большой эстрадный под руководством Юрия Шпильберга, а затем Марата Акылбаева, одно лето горожан радовал джаз-квинтет студентов из Белоруссии, приехавших в составе стройотряда. А затем на 27 лет летнюю эстраду и многие концертные площадки занял штатный профессиональный духовой оркестр, собранный из лучших музыкантов и выпестованный Вячеславом Кимом. Это была новая страница и, без преувеличения, целая эпоха великолепной музыки. 

«Заиграл оркестр, и стихийный хор слушателей ему уже подпевает, - писала в воспоминаниях Лариса Алексеевна Щукина, более 30 лет возглавлявшая идеологическую работу городского комитета Компартии Казахстана. - Седовласые ветераны войны, пригласив школьниц, закружились в вихре вальса. Люди всех возрастов специально приходили в парк, чтобы послушать волшебную музыку духового оркестра, в репертуаре которого были произведения классиков и современных композиторов. Особой популярностью пользовались произведения композиторов Казахстана: Шамши Калдаякова, Сейдуллы Байтерекова и многих других. Я бесконечно благодарна Вячеславу Георгиевичу Киму за бесценный вклад в музыкальное воспитание людей. Рядом с ним было легко и радостно жить и трудиться».

«Знаете, каким он парнем был» 

Не было и нет недостатка в желающих поделиться воспоминаниями о друге, музыканте, наставнике. Мы выбрали лишь несколько из них, опубликованных в разные годы в газетах «Магнолия» и «Жамбыл-Тараз». 

Владимир Максименко, руководитель эстрадного оркестра «Жибек Жолы» Таразского государственного педагогического университета, Отличник культуры РК: «Наше знакомство началось еще в моей юности, когда я играл в оркестре железнодорожного ГПТУ-88, а руководил им Вячеслав Георгиевич. В то время в городе было немало любительских духовых и несколько больших эстрадных оркестров. Его заслуга, прежде всего, состоит в том, что он в 1975 году создал на базе городского парка культуры и отдыха первый профессиональный эстрадно-духовой оркестр. Он тонко чувствовал талантливых музыкантов и сумел их собрать воедино в этом коллективе. Достаточно сказать о сильной группе саксофонистов, в которой вместе со мной играли Женис Акылбаев, Яков Фауст, Петр Магер. С нами работали замечательные тромбонисты Александр Диц и Федор Альдингер, другие одаренные музыканты. Сам Слава был прекрасным музыкантом, очень своеобразным аранжировщиком, оркестровые произведения в его обработках часто звучат в концертах по всей стране. Венцом достижений стало наше участие в Московском Всесоюзном марше-параде духовых оркестров 1991 года, на котором мы, причем успешно, представляли весь Казахстан. Как прекрасный педагог и организатор, Вячеслав Ким помогал городам и районам области в становлении духовых оркестров, готовил для них руководителей и музыкантов. Он оставил достойную смену. Я хочу сказать, что духовая, эстрадная и джазовая музыка, которым посвятил всю свою жизнь Вячеслав Ким, живет и развивается в нашей области, и это лучшая память о великом энтузиасте, маэстро Вячеславе Киме». 

А. Диденко, профессор КазГЮА: «Все школьные годы мы не расставались ни на день. В памяти всплывают различные, казалось бы, мелочи, но без которых его характеристика не будет полной. Например, при всей Славиной неразговорчивости он был очень начитанным человеком. Помню, как мы с ним находили новые книги и упивались их чтением, чаще всего ночами. Немногие знают, что Слава с детских лет прекрасно рисовал - стенгазеты с его рисунками всегда были в числе лучших. На всю жизнь он сохранил присущие ему бескорыстие, умение дружить и довольно редкое человеческое качество - благородство. Именно такой образ Вячеслава живет в моей душе». 

Н. Загрибельная, преподаватель: «Мои школьные годы прошли под музыку оркестра Славы Кима, друга моего брата. Дело в том, что путь в школу пролегал через городской парк, где с весны и до поздней осени играл на эстраде его оркестр. Взмах дирижерской палочки, и ввысь взлетала мажорная мелодия, к которой невольно приноравливаешь шаг - как здорово! Далеко не у каждого города была такая роскошь, как парковый оркестр. В нашем городе он был, и была замечательная музыка, настраивающая на весь день. В моей памяти навсегда остались волшебные звуки музыки в исполнении оркестра Вячеслава Кима». 

Л. Киршнер, музыкальный педагог, музыковед, автор идеи, организатор и ведущая концертов «Музыка города»: «Считаю удачей в моей музыкальной деятельности участие в оркестре под руководством Вячеслава Георгиевича. Состав ансамбля менялся, и его руководителю приходилось находить все новые приемы аранжировки исполняемых произведений. Помню, как на основе двух корейских народных напевов, достаточно простых, по сути, Вячеслав Георгиевич создал превосходную джазовую пьесу, в которой мастерски соединил народные интонации и сочные джазовые гармонии в сочетании с богатым ритмом корейского танца. Деликатный в обращении с коллегами, Вячеслав Георгиевич тем не менее был строгим и требовательным музыкантом, оттачивающим звучание оркестра до совершенства.

В. Гольцов, бывший директор ДК «Химпром»: «Со Славой Кимом я познакомился в конце 60-х годов на семинаре дирижеров оркестров в Алма-Ате. Среди двух десятков та-лантливых людей он проявил себя как один из самых способных, довольно оригинальных и интересных дирижеров. Через 10 лет судьба свела нас в Джамбуле. Ни одно мероприя-тие городского, областного масштаба в ДК «Химпром» (ныне ЦКЗ «Баласагун») не об-ходилось без участия оркестра под управлением Вячеслава Кима. По его инициативе в городе был создан джазовый клуб, где я выступал как лектор, а Слава с оркестром исполнял джазовые произведения. Очень часто Вячеслав был членом жюри областных и городских конкурсов музыкантов. Как правило, его оценки были справедливы, а если звучала критика, то она была конструктивной. Слава не замыкался в рамках своего оркестра, подсказывал идеи многих мероприятий, среди музыкантов и работников культуры пользовался большим, я бы сказал, непререкаемым авторитетом». 

Г. Побежимов, журналист: «Деловитость. Оперативность. Ответственность. Эти грани характера считаю важнейшими. Именно ими обладал Вячеслав Ким. Вдобавок он был еще и скромен, может быть, даже чересчур. А как неистово Слава работал со своим оркестром! Вроде и голоса вообще-то не повышал, как другие дирижеры, не ругал музы-кантов за ошибки, не оскорблял, а они его не то чтобы боялись, но чувствовали определенную дистанцию. Мэтр есть мэтр. А оркестр его уже был не духовой, а эстрадно-духовой. Если бы не распад всеобщий, Вячеслав Георгиевич сделал бы его симфоническим. В городе было много талантливых музыкантов, была сильная скрипичная школа. Об этом мы часто мечтали на кухне, ведь жили в соседних подъездах одного дома. Что было, то было… пришло время других оркестров и музыкантов». 

П. Воротникова, ветеран культуры, соорганизатор концертов «Музыка города»: «Жизнь не часто балует нас встречами с интересными людьми. В моей жизни такие встречи были. Одна из них - с Вячеславом Георгиевичем Кимом. Счастливая встреча, вылившаяся в 20 лет сотрудничества в городском парке, где я работала культорганизатором и вела его концерты. Это был человек высоких нравственных качеств: простой и очень деликатный в общении, чуткий, тонко и точно восприни-мающий жизнь, искусство. Интересный, эрудированный собеседник, общение с которым обогащало и вносило оптимизм. Пусть звучат оркестры разные, только мне милее он, оркестр Славы Кима. Он и марш всех наших праздников, он и вальс «В городском саду играет духовой оркестр». 

Вот такой получился коллективный портрет замечательного человека, талантливого музыканта, аранжировщика, руководителя и дирижера, оставившего после себя целый пласт музыкальной культуры Жамбылской области. Добавим к искренним словам воспоминаний прижизненный портрет Вячеслава Георгиевича работы Юрия Емелина, преподавателя гуманитарного колледжа имени Абая, на фоне продолжателя его дела, ор-кестра «Жибек Жолы». Пройдет год, и вновь состоится концерт памяти маэстро Кима.

Михаил БУНИН, фото из архива Людмилы Киршнер