В этом году наша страна отмечает 1150-летие великого ученого, философа, полиглота, гуманиста общечеловеческого масштаба, уроженца города Отрара аль-Фараби. С тех пор «река времени» унесла многие столетия безвозвратно, но основные идеи, постулаты и парадигмы мыслителя все так же актуальны и востребованы в начинающемся, непредсказуемом, круговоротном XXI веке
В своих многочисленных трактатах аль-Фараби возвеличивал самого человека, его способности и разум. В этических наставлениях призывал людей к самосовершенствованию путем постоянного поиска и обучения. Например, в трактате «О достижении счастья» аль-Фараби пишет: «Обучение – это наделение теоретическими добродетелями народов и городов. Воспитание – это способ наделения городов эстетическими добродетелями и искусствами, основанными на знаниях. Обучение осуществляется путем устной речи, передачей знаний, изучением, а воспитание – путем практической работы и опытом».
Вопросы воспитания и обучения, разработка теоретических и практических вопросов педагогики, психологии и методики являются составной частью его философского наследия, неотъемлемыми атрибутами его миросозерцания. Центр мироздания – человек. Он может обрести совершенство, если умственно хорошо развит. Человека делают счастливым его духовные навыки и хорошие качества характера. Плохой нрав — это душевная болезнь; хороший нрав и сила ума – главные человеческие достоинства, они вырабатываются при умеренных действиях. Большое место в становлении человека аль-Фараби отводит навыкам и привычкам, которые формируются при помощи направляющих слов и действий наставника. Тот или иной метод (похвала, порицание, убеждение, принуждение и другое) требует от воспитателя большого такта. Если при их использовании он добивается от учеников правдивости, вежливости, справедливости, то такими же качествами должен владеть и сам.
Актуальными остаются высказывания аль-Фараби об аналогии между способами физического и нравственного воспитания, а также о соблюдении педагогической деятельности умеренности, то есть «золотой середины». Проблемы педагогических способностей, этики учителя также нашли отражение в научных высказываниях ученого. Аль-Фараби различает людей по их педагогическим способностям. В одном из своих трудов он пишет: «Люди также могут равняться в силе и быстроте выявления одних вещей, но при этом один из них способен наставлять и обучать другого тому, что он сам выявил, тогда как другой этой способностью не обладает… Также не каждый человек способен руководить другим, и не каждый способен побуждать другого к совершению соответствующих действий».
Аль-Фараби в своих научно-философских трудах ставит и небезуспешно пытается решить ряд актуальных проблем дидактики. Его в первую очередь интересует определение предмета, содержание и порядок изучения основ наук. Это привело к вопросам классификации, систематизации и дидактического обеспечения всех основных наук того времени и использования их для духовного и интеллектуального совершенства людей, особенно молодого поколения. Аль-Фараби особое внимание уделяет тщательному отбору самих воспитательных и образовательных сведений из богатого арсенала науки и философии.
При воспитании необходимых навыков и положительных нравственных качеств, по мнению аль-Фараби, необходимо использование двух педагогических методов в зависимости от конкретных условий и характера воспитуемого. Если воспитуемые сами выказывают желание к изучению науки или ремесла, то по отношению к ним применяется так называемый «мягкий» метод, направленный на усиление их влечения к познанию. Если же воспитуемые проявляют своеволие и непослушание, то к ним должно применять «твердый» метод. Цель учителя, использующего эти педагогические методы, в том, чтобы подготовить своих учеников к поискам путей к достижению счастья.
Задача главы государства, согласно аль-Фараби, аналогична задаче учителя. Только он, в отличие от последнего, выступает в качестве воспитателя всего народа данного государства. Глава является учителем в широком, государственном масштабе. Он также может пользоваться указанными методами воспитания, в зависимости от характера и психологии жителей города. Например, метод принуждения глава может применять по отношению к недисциплинированным, упрямым жителям.
В то же время аль-Фараби предупреждает о последствиях в случае злоупотребления этой воспитательной системой.
«Норма поведения преподавателя, – читаем в трактате «О том, что должно предшествовать изучению философии», – заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суровость восстанавливает обучающегося против своего наставника, а потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке. С его стороны необходимы усердие и настойчивость, ибо они, как говорят, подобны воде, капля за каплей пробивающей камень».
Аль-Фараби не мыслит нравственное без интеллектуального. Поэтому он требует органичного сочетания ума, учености, научной зрелости и высоких моральных качеств. «Тот, кто приступает к изучению наук, – подчеркивает мыслитель в том же трактате, – должен быть молодым и скромным, иметь хорошее здоровье, быть нравственным и воспитанным, принципиальным, далеким от хитрости и обмана, с уважением относиться к людям науки».
Аль-Фараби считает, что «знание должно быть украшено хорошим поведением». Вся деятельность, навыки, обычаи, знания и стремления человека «подытоживаются нравственностью, подобно тому, как плодом увенчивается дерево». Таким образом, усвоение знаний, навыков владения различными ремеслами, формирование лучших моральных качеств достигаются кропотливым трудом, огромным усилием воли через обучение, воспитание и самовоспитание.
Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Таразского государственного педагогического университета