На каком фундаменте стоит образование?
Как сообщил заместитель начальника Управления образования акимата Жамбылской области Бейнут Джаманкулов, из года в год увеличивается объем финансирования системы образования. Если в 2010 году на эти цели было выделено 40,41 миллиарда тенге, то в нынешнем году - 52,94 миллиарда тенге. В текущем году из средств республиканского бюджета года планируется обеспечить 27 школ лингафонно-мультимедийными кабинетами и 30 школ кабинетами биологии. Из местного бюджета приобретено оборудование трех кабинетов химии, мебель для 371 учебного кабинета. Уже к 2010-2011 учебному году 100% общеобразовательных школ области были полностью компьютеризированы, обеспечены телефонной связью. 437 школ подключены к Интернету, из них 208 (45,6%) школ имеют широкополосный выход во Всемирную сеть. Достижения бесспорны. Однако, из пресс-релиза, предоставленного журналистам, явствует, что «В этом учебном году из 456 школ - 286 (62,7%) расположены в типовых, и 170 (37,2%!) школ - в приспособленных зданиях». Из этого же документа следует, что нарастает проблема аварийных школ: «В прошлом учебном году было зарегистрировано 25 аварийных школ, решена проблема трех из них путем строительства новых школ взамен аварийных в Рыскуловском и Таласском районах и одной школы путем капитального ремонта (район Т.Рыскулова – Прим. ред.). В этом учебном году дополнительно было зарегистрировано восемь аварийных школ и число их достигло 29. Из них три школы подлежат капитальному ремонту, а 26 школ запланировано построить вместо аварийных». В общем, решение данной проблемы ожидается в период 2013-2020 годов. До 2015 года предполагается устранить «трехсменку», по которой все еще функционируют восемь школ области.
Из колыбели – в детский сад?
Бейнут Джаманкулов, заместитель начальника областного Управления образования, и в этом разделе сообщения предпочел пространным комментариям сухой, но точный язык цифр: «В результате реализации программы «Балапан», принятой по поручению Главы государства, на сегодняшний день в 163 детских садах и 175 мини-центрах области получают дошкольное образование 30896 детей. Это составляет 40,7% от общего количества детей дошкольного возраста. В этом количестве четыре частных учреждения с охватом 350 детей. В текущем году запланировано открытие 3115 новых мест для дошкольного обучения и воспитания, из них уже открыто в 11 новых детских садах 1135 мест, в 47 мини-центрах - 1440 мест, в действующих дошкольных учреждениях создано 68 дополнительных групп на 1680 мест. Рост к аналогичному периоду прошлого года составляет 4255 охваченных детей, а это на 1140 мест больше запланированного. В ноябре–декабре добавится еще 1785 мест, и число организованных дошкольников достигнет 43%», - проинформировал Б.Джаманкулов. Как видно, работы еще непочатый край, тем более что госпрограмма «Балапан» на 2010–2014 годы, вторым этапом ее реализации, а это 2011 год, предусматривает 55,6 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением. У нас уже наметилось серьезное отставание.
А как же предусмотренное «Балапаном» участие частного бизнеса в решении проблемы? «Пока это проблема, - признал заместитель начальника облУО, - хотя, независимо от формы собственности, государством одинаково выделяются деньги на содержание ребенка в любом дошкольном учреждении. В городе действуют четыре частных детсада, есть подвижки в Рыскуловском районе. Но в сельской местности предприниматели пока не идут на открытие детсадов и мини-центров. К этому вопросу мы будем постоянно возвращаться в рабочем порядке».
Сегодня лучше, чем вчера…
«В 2011-2012 учебном году в 456 общеобразовательных школах области обучается более 180500 учащихся. Из них: в 65 начальных школах - 1938 учеников, в 40 основных школах - 5045, и в 351 средней школе - 173518 учащихся, - сообщил Б.Джаманкулов и перешел к перечислению достижений, характеризующих, по его мнению, повышение качества школьного образования. Так, по результатам промежуточного государственного контроля, проведенного в текущем году, средний балл учащихся четвертых классов составил 17,8, тогда как в прошлом году - 16,61, а средний бал девятиклассников, соответственно, 69,53 и 63,85. Четыре школы области по итогам ПГК вошли в число лучших школ республики. В 2011 году из 12247 выпускников области в Едином национальном тестировании (ЕНТ) приняли участие 9461 (77,3%). По сравнению с 2010 годом, доля учащихся, набравших свыше 100 баллов, увеличилась с 22% (1657 выпускников) до 27,9% (2637 выпускников). Количество учащихся, набравших свыше 120 баллов, увеличилось с 109 до 126. В 2012 году в Таразе на средства республиканского бюджета запланировано строительство интеллектуальной физико-математическим школы на 720 мест c корпусом для постоянного проживания 80 учащихся.
На вопрос о состоянии обеспечения всех школьников учебниками через школьные библиотеки Б.Джамананкулов ответил: «Не секрет, что до текущего года мы обеспечивали бесплатными учебниками только детей определенных категорий, из многодетных, малообеспеченных семей. Сейчас положение стало меняться: выделяются огромные средства и школьные библиотеки за государственный счет получили заказанные учебники на учащихся четвертых, шестых, десятых классов. Сразу все сделать невозможно, но с каждым годом количество будет расти и можно говорить, что проблема обеспечении школьников учебниками снята».
Из класса школьного – в рабочий класс
Для укрепления учебно-материальной базы профессионального и технического образования в 2010 году было выделено 20,7 миллиона тенге, в 2011 году – 72,52 миллиона. Постановлением акимата Жамбылской области 28 апреля текущего года создан Региональный совет по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей. В целях обеспечения отраслей отечественного производства квалифицированной местной рабочей силой и укрепления связи между профессионально-техническим образованием и рынком труда, работодателями выделено 29,6 миллиона тенге. На эти средства 220 учащихся получают образование по наиболее востребованным профессиям в профессиональных лицеях и колледжах области.
Шесть ступеней к педагогическому Олимпу
Галия Сыздыкбаева, директор областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, кандидат педагогических наук, которой было предоставлено слово, сообщила о новых подходах в работе со школьными кадрами: «Это ключевой вопрос в повышении качества образования, - подчеркнула она. - Старая, созданная более 50 лет назад, система повышения квалификации педагогов безнадежно устарела, изжила себя и будет переформатирована. Предполагается создание трех базовых комплексов. Первый - Центр педагогического мастерства при «Назарбаев Интеллектуальные школы» - это верхний уровень для переподготовки педагогов высшей категории. На втором уровне холдинг «Национальный центр повышения квалификации педагогов», который объединит Республиканский институт повышения квалификации педагогов и 16 областных институтов, а также Астаны и Алматы. Он будет действовать на новой базе корпоративного управления, методологии, трансляции мирового опыта. И, наконец, третий уровень - Центры повышения квалификации педагогов при пяти педвузах Казахстана, в том числе ТарГПИ. К трем категориям учителей добавится еще три уровня квалификации. Таким образом, мы перейдем к шести квалификационным градациям, что практикуется в развитых странах. В ближайшем будущем помимо аттестации педагогов будет учитываться прохождение ими названных уровней повышения квалификации, что станет и материальным стимулом, так как по практическим результатам прохождения этих ступеней будет добавляться заработная плата от 30 до 100 процентов».