Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 28 янв, 13:58

Развиваем человеческий капитал

— Багила Бекбенбетовна, хотя и говорят, что новое — это хорошо забытое старое (имея в виду мощную систему профтехобразования в СССР), что представляет собой дуальное образование в современных условиях?
— Если коротко, то дуальное обучение — это такой его вид, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Учащиеся проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов. Важнейшим компонентом является наличие на производстве подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников. Да, похожие с советской системой элементы есть, но данная имеет целый ряд отличий. Н.А. Назарбаев на заседании Совета национальных инвесторов дал поручение: «Необходимо полностью трансформировать действующую систему профессионально-технического образования в систему дуального обучения. Надо развивать новую инфраструктуру и сеть передовых колледжей в Казахстане». Эта задача была поставлена перед Министерством образования и науки, Национальной палатой предпринимателей. Вот мы и выполняем ее совместно с управлением образования акимата Жамбылской области и колледжами. В Казахстане дуальная модель начала разворачиваться в 2012 году, сначала в режиме эксперимента («пионерами» выступили Жамбылский политехнический колледж, колледж №6 и Каратауский гуманитарно-технический колледж), а с прошлого года ее внедрение пошло, как говорится, вширь и вглубь.


Развиваем человеческий капитал — Судя по иностранному названию, в этом деле есть мировой опыт?
— Дуальная система действует более чем в 60 странах, например, в Германии, Австрии, Норвегии, Финляндии, Корее, где она поставлена очень хорошо. Образцом можно считать Германию, подготовка кадров там поставлена на законодательную основу, ее вершат торгово-промышленные и ремесленные палаты. Эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы, является одним из мировых лидеров по уровню квалификации кадров, и действующая дуальная система является образцовой. Там давным-давно бизнесмены считают: кто будет для нас готовить кадры, если не мы сами.

— Недаром, наверное, местные и зарубежные критики удивляются: «Мы что, такое богатое государство, что позволяем себе готовить кадры для частного бизнеса на бюджетные деньги?!» Так ли это?
— Не могу согласиться с такой постановкой вопроса, и вот почему. За границей бизнес имеет вековые традиции, а у нас он относительно молодой, еще находится в стадии становления. Поэтому сегодня государство вынуждено всесторонне помогать предпринимателям: законодательной поддержкой, финансированием в виде льготных кредитов и субсидий, преференций по тарифам, включением в различные государственные программы развития. В образовании — та же политика. На сегодняшний день кадры по техническим и технологическим специальностям готовятся за счет государственного образовательного заказа. Иными словами, государство оплачивает обучение учащихся колледжей, их стипендии, зарплату педагогам и мастерам производственного обучения, частично содержит эти учебные заведения. В то же время некоторые студенты обучаются за счет предприятий. Конечно, пока такое могут себе позволить гиганты типа ТОО «Казфосфат», АО «Казахмыс», «Казатомпром», РГП «КазакстанТемирЖолы», и то по четыре-пять человек. Но начало положено. Когда наступит время, что все малые и средние предприятия будут обладать достаточной прибылью, кадры будут готовить себе за свой счет.

— Какую роль в становлении дуального обучения играет Палата предпринимателей?
— Мы — организаторы. Задача возглавляемого мною социального блока Палаты, или как мы его называем, блока развития человеческого капитала, — налаживание партнерства между частным бизнесом и государственными обучающими организациями, колледжами и вузами. Мы — связующее звено, потому что за долгие годы эта связь была прервана. То, что мы делаем, — это только начало. Необходимо повернуть бизнес лицом к подготовке собственных кадров, несмотря на то, что это хлопотное и затратное дело. Конечно, это будет не сегодня и не завтра, но обязательно будет.


Развиваем человеческий капитал — Понятно, нужно менять психологию не только бизнес-сообщества, но и молодежи, которая в массе своей стремится в вузы, чтобы стать юристами, экономистами…
— Вы правы. Сейчас у части молодежи «синдром 90-х годов», предвзятые мнения о рабочих профессиях, о человеке труда вообще. Мы совместно с управлением образования, педагогами колледжей, руководителями предприятий разных отраслей работаем на ломку стереотипов, наглядно и на живых примерах. Возьмем, хотя бы, рабочих парней из ГПК «Каратау» и ГПЗ «Амангельды», которые стали победителями республиканского конкурса «Человек труда». Они, несмотря на возраст, имеют очень высокий авторитет на производстве, продолжают образование. Другой пример — Дмитрий Попов, который окончил колледж, прошел трудовой путь от рабочего-электромонтера до заместителя главного энергетика филиала ТОО «Казфосфат-НДФЗ». Этому способствовала стажировка по программе «Болашак», которую он прошел в Британском техническом университете (Германия). Старшеклассники Таразской Назарбаев Интеллектуальной Школы недавно с восхищением слушали его доклад о «зеленой энергетике». Таких свежих примеров, когда можно сначала окончить колледж, работать на производстве, зарабатывать себе и помогать родителям, а потом получить высшее образование (можно и заочно), одновременно делая карьеру, уже достаточно много. На них мы ориентируем молодежь. Профориентационных экскурсий мы в минувшем году организовали на 28 предприятиях региона с участием 630 школьников и учащихся колледжей.

— Можно ли сегодня говорить о каких-то подвижках во внедрении дуальной модели обучения?
— Опыт таких предприятий, как ТОО «ЖЭС», «Айвенго», «Энерджи Тараз», «Жамбылгипс», АО «Запчасть», РГП «КазахстанТемирЖолы», свидетельствует о большом желании студентов-практикантов остаться на этих производствах. Вне конкуренции, конечно, предприятия ТОО «Казфосфат». Это первые успехи.

— Над чем будете работать в текущем году?
— В октябре 2014 года Постановлением Правительства РК утверждена «Дорожная карта развития дуальной системы образования». Аналогичный документ составлен и у нас, где указаны все участники: 23 колледжа и 92 предприятия, которые совместно будут готовить кадры девяти ведущим отраслям области по 19 специальностям. Работы — непочатый край.

— Какие проблемы, на Ваш взгляд, существуют в дуальном образовании?
— Как и во всяком новом деле проблем хватает, они пока одинаковы по всей стране. Назову самые основные. Далеко не все предприятия еще готовы предоставлять специально оборудованные оплачиваемые учебные рабочие места для практики студентов. Серьезной является проблема кадров наставников на производстве. Во-вторых, у нас еще нет абсолютно четкого представления о потребностях рынка труда, полная картина не сложилась. По логике, сами предприятия должны сообщать, сколько и каких специалистов им понадобится, к примеру, в 2018 году, чтобы колледжи приняли студентов на эти специальности в 2015 году. Нужна методика анализа и прогнозирования — она только отрабатывается. Необходим такой орган, и мы об этом давно просим, который бы систематически занимался анализом рынка труда и образовательных услуг. Мы, что можем, взяли на себя — выдали потребность в кадрах до 2017 года. Участвуем в формировании государственного образовательного заказа. Открыли центр развития ТИПО в управлении образования и аналогичный отдел в Палате предпринимателей. И наконец, необходимо четкое профилирование колледжей, особенно в областном центре, тогда предприниматели будут точно знать, куда вкладывать средства и откуда брать потом нужные кадры. Сами колледжи станут от этого сильнее.

— Спасибо за интервью.

 

Михаил БУНИН,
фото пресс — службы РПП