Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 13 мар, 15:59

Слово о великих

На книжных полках библиотек не только нашей страны, но и за рубежом появилась книга «Художественная литература в мире искусств», ставшая результатом совместного труда каратауского филолога Фатимы Оразбековой и таразского историка Армана Шауханова 
 
В новом издании произведения русской классической литературы, отечественных писателей и казахского эпоса рассматриваются в таких жанрах художественной культуры, как оперное, балетное и изобразительное искусство, симфоническая музыка. 

Почти три сотни страниц книги разделены на три тематических блока. В первом представлен богатый материал по русской классической литературе в искусстве, где анализируются произведения Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Федора Достоевского, Тараса Шевченко и других. В основном это писатели и поэты, побывавшие в Казахстане или связанные с ним творчески. 

Взять хотя бы Александра Пушкина, которого литературный критик Виссарион Белинский называл «первым русским поэтом-художником», музой которого вдохновлялись многие другие. Его произведения легли в основу творчества ряда поэтов, писателей, живописцев, музыкантов, режиссеров. В издании подробно рассмотрены произведения «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Антона Аренского, «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова. Приводятся интересные факты из жизни светила мирового масштаба. Особенно привлекают внимание строки о его поездке из Петербурга в Казахстан. Целью поэта был сбор данных о пугачевском движении и посещение мест, где проходило крестьянское восстание. О том, как она протекала, что нового узнал известный автор, можно проследить по его путевым записям, рисункам и письмам. Примечательно, что во время посещения казахской степи Александр Пушкин попросил сделать ему краткую запись поэмы о Козы-Корпеше и Баян-Сулу, которая позднее была найдена в его личных архивах. Результатом месячного пребывания в Казахстане стали два произведения – «Капитанская дочка» и «История Пугачева». 

В хронологическом порядке прослеживается история создания театрально-музыкальных постановок не только русских и казахстанских композиторов, но и зарубежных. Отдельно приводится перечень казахских переводов произведений поэтов и писателей-классиков, начиная с XIX века. Этим нелегким трудом занимались Арип Танирбергенов, Сапаргали Алимбетов, Ильяс Жансугуров, Жусипбек Аймауытов и многие другие поэты, прозаики и драматурги. Первым, кто познакомил народ степи с творчеством Александра Пушкина, был Абай Кунанбаев. Он высоко оценил его произведения, поставил цель донести их глубину и смысл своим соотечественникам и посвятил этому немало времени. 

- Помимо обзорно-аналитических материалов с сопровождающими их иллюстрациями в книге параллельно даны сведения о произведениях писателей-классиков в театрально-музыкальном и изобразительном искусстве. Они представлены в виде опорных конспектов-таблиц с использованием малоизвестных фактов из научных специализированных изданий, монографий, мемуаров деятелей культуры России и Казахстана, что позволяет в свою очередь изучить большой объем информации за короткий отрезок времени, - считает Фатима Оразбекова. 

Второй раздел книги рассказывает о казахском эпосе в искусстве в различных его жанрах. Читатели познакомятся с историей создания известных эпосов «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Енлик-Кебек», «Камбар» и других. В книге дано краткое описание содержания, воплощение образов на оперной и балетной сценах, в живописи и монументальном искусстве. 

Завершает книгу блок «Казахская литература в искусстве». Он начинается с образа и творчества Абая Кунанбаева, чье 175-летие страна отмечает в этом году. Представлены три материала: «Образ Абая в музыке», «Образ Абая в изобразительном искусстве» и «Образ Абая в музыкальном искусстве». К примеру, на страницах издания подробно описывается опера «Абай», созданная казахстанскими композиторами Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди. В прошлом году исполнилось 75 лет с момента ее первой постановки. Сегодня она считается уже классикой. В основу оперы, показывающей общественную и творческую деятельность великого поэта, направленную на борьбу с отжившими устоями аульной жизни, лег всемирно известный роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая». 

Что касается образа сына Кунанбая в изобразительном искусстве, то авторы отмечают, что около 300 мастеров создали более тысячи произведений, посвященных Абаю, его близким, героям его творений, природе, среди которой он жил. «Образ поэта запечатлен в скульптуре, живописи, графике. Памятники Абаю, бюсты и барельефы установлены не только в городах и селах Казахстана, но и в отдельных странах ближнего и дальнего зарубежья. Первый и единственный натурный портрет Абая создан художником-самоучкой П. Лобановским». 

В театрально-музыкальном искусстве также представлено творчество Шакарима Кудайбердиева, Мухтара Ауэзова, Жамбыла Жабаева, Сакена Сейфуллина, Габита Мусрепова, Сабита Муканова, Бауыржана Момышулы и Чингиза Айтматова. 

Труд Фатимы Оразбековой и Армана Шауханова является, бесспорно, ценным и познавательным. В нем можно найти немало полезного по культурологии, русской и казахской литературе, искусствоведению, фольклору и музыке Казахстана, России и стран Европы. 

- Собранный богатый фактический и обзорный материал будет интересен не только для литераторов, искусствоведов и культурологов, занимающихся научными исследованиями, но и педагогов, а также студентов, интересующихся темой культуры для расширения общего кругозора, - уверен Арман Шауханов. 

Книга снабжена редкими фотографиями и иллюстрациями, отражающими основные эпизоды литературных произведений на оперной и балетной сценах.
 
Фактически это история создания музыкально-театральных постановок на основе литературных произведений, своеобразный каталог за XIX–XXI века. 

Авторы продумали и оформление обложки. На ней изображены здания четырех знаменитых театров России и Казахстана: Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве, Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы и Государственного театра оперы и балета «Астана-Опера» в Нур-Султане, на сценах которых воплощались образы казахской и русской классической литературы. 

Михаил ТЁ, фото