Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 13 мар, 15:58

В этнокультурных объединениях

«Шляпы долой - перед вами гений» 

В первый день весны 2020 года исполнилось 210 лет со дня рождения Фредерика Шопена, выдающегося польского композитора и пианиста, основоположника польской композиторской школы, ярчайшего представителя романтического направления в европейской музыке, оказавшего влияние на мировое музыкальное искусство. 
Жизни и творчеству гения музыки была посвящена «Шопениана», которую провела в формате лекции-концерта еврейская благотворительная организация «Центр Забота. Хэсед Полина» совместно с этнокультурными объединениями «Жамбылский областной центр языка и культуры польской «Полонез» и «Жамбылский областной еврейский культурный центр «Шиват Цион», при поддержке дирекции детской музыкальной школы имени М.И. Глинки. 

У портрета юбиляра были зажжены свечи памяти, со страницами жизни и творчества Фредерика Шопена на всем протяжении вечера знакомила его инициатор, музыковед Людмила Киршнер, отец которой, Григорий Исаевич, был родом из Польши, окончил Варшавскую консерваторию по классу скрипки. Он один из основателей детской музыкальной школы в Джамбуле, многие годы заведовал ее учебной частью. 

По замыслу ведущей вечера его прологом стал «Польский танец» на музыку Шопена. В белоснежных балетных платьях, на пуантах его грациозно исполнили Татьяна Дума и Ксения Русакова, студентки Таразского государственного педагогического университета (педагог Ольга Привалова, член Международного совета танца ЮНЕСКО, концертмейстер А. Кушаков). Стихи, посвященные юбиляру, выразительно прочитали на польском языке юные Матвей Любаев и Татьяна Сакович из центра «Полонез». Его руководитель Лариса Калькова рассказала о том, как бережно хранят в Польше память о Фредерике Шопене. Одно из первых его произведений, «Детский полонез», исполнила на фортепиано Меруерт Касым, учащаяся детской музыкальной школы имени М. И. Глинки. 

Полонез, что в переводе означает «польский», в XVII веке танцевали на городских и сельских свадьбах со свечами - это была чисто народная традиция. Гением Шопена его полонезы стали могучим, горделивым, торжественным повествованием о родной стране и ее народе. То же произошло и с польской мазуркой, которую танцевали на народных гуляниях в сопровождении оркестриков из нескольких инструментов. Полонезы и мазурки Шопена стали неотъемлемой и, пожалуй, основной частью программ балов европейской и российской знати вплоть до начала XX века. Вспомним из кинофильмов, как блестящие офицеры, горделиво глядя на дам, танцевали мазурку, звеня шпорами и прищелкивая каблуками сапог. Полонез и две мазурки Шопена, в том числе знаменитая в мировой фортепианной классике «фа-минор», прозвучали в исполнении известного пианиста Виктора Зорина. 

В XIX веке столица Австрии Вена подарила человечеству вальс. Высшее общество не сразу приняло эту музыку, называя ее «музыкой черни». Шли годы и десятилетия, вальс успешно завоевывал свои позиции в Европе, что подтвердили произведения Гуно и Чайковского в исполнении учащихся музыкальной школы Максима Кудрина, Зульфии Кабировой и Нелли Баранецкой. Это была музыка для танцев. Как яркое противопоставление, совсем по-иному прозвучали два вальса Шопена, которые представил лауреат международных конкурсов пианистов Азиз Кушаков. В них вырисовывается внешняя оболочка глубоких чувств и переживаний композитора наедине с инструментом, которые он никому, кроме любимого рояля, не доверял.

Такая музыкальная форма, как этюды, обычно служащие пианистам для упражнения, подготовки к исполнению более серьезных, технически сложных произведений, у Фредерика Шопена стали самостоятельными концертными произведениями, картинками из жизни. В завершение концерта этюды №№ 1, 3, 12 опуса № 10 и «Фантази-экспромт» виртуозно исполнил Виктор Зорин, чем вызвал овации публики. Фразой, принадлежащей немецкому композитору Шуману, современнику Шопена: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!» Людмила Киршнер завершила лекцию-концерт. 

Михаил БУНИН, фото автора