Председатель совета деловых женщин Палаты предпринимателей Жамбылской области рассказала, как стереотипы мешают слабой половине открывать свое дело, и какие проекты становятся в регионе по-настоящему рентабельными
- Айгуль Сагинбековна, позволю себе одну очевидную гипотезу: если каждая женщина на земле уникальна, то можно ли считать уникальным женский бизнес в отдельно взятых регионах Казахстана? Чем в этом плане выделяется Тараз?
- Начнем с того, что у нас южный регион, а значит, большинство объектов женского бизнеса сосредоточено в сфере услуг - рестораны, кафе, гостиницы, швейные мастерские. Крайне слабо представлены женщины в сфере сельского хозяйства. В лучшем случае – продажа молока, молочных изделий.
С другой стороны, одна из членов нашего совета деловых женщин является руководителем старейшего стекольного завода. Хотя, казалось бы, это совершенно не женское занятие. Другая представительница совета возглавляет комбикормовый завод. Третья является генеральным директором завода по производству пластиковых труб для газо- и водоснабжения. При этом она одновременно занимается дизайном одежды. Как вам такое сочетание?
- Впечатляет. Что стоит за каждым женским бизнес-проектом, предположить достаточно сложно. Однако, если рассуждать в целом, можно ли назвать женское предпринимательство активным сегментом экономики региона?
- Особенно в последнее время. Вспомните, что даже в 90-ые годы прошлого столетия первыми «челночниками» были именно женщины, на их плечах держалась розничная торговля. Другое дело, что сегодня они не просто приходят в сферу предпринимательства, но становятся первопроходцами в различных инновациях бизнеса. Именно бизнес-леди привносят в деловую сферу элементы точечного развития.
Если посмотреть статистику, возможно, цифры нас не особенно впечатлят. В кризисные годы много женских бизнес-проектов просто прекратили существование. Но назвать слабую половину недостаточно активной ни в коем случае нельзя.
- Вы неоднократно говорили, что совет преследует цель привлечь к занятию бизнесом как можно больше женщин. Хватит ли места для всех? Другими словами, есть ли в регионе свободные ниши?
- Всегда можно идти от противного. Если представленность женщин невелика в сфере сельского хозяйства, почему бы ее не повысить? Посудите сами, ведь даже теплицы по выращиванию цветов и овощей – это исключительно женское направление по своей сути. Женщина на уровне интуиции может почувствовать, насколько прижилось то или иное растение, хватает ли ему света, воды, питательных элементов. У мужчин подход совершенно другой: посадил – и оно обязано вырасти по определению. Я, конечно, утрирую, но тем не менее. Если же за дело возьмется женщина, у нее обязательно получится.
С другой стороны, как показывает практика, бизнес-леди могут чувствовать себя достаточно комфортно в любой сфере. Совет деловых женщин помогает им найти себя.
- Легко ли даются женщинам новые знания по основам предпринимательства? И только ли знания нужны сегодня слабому полу, чтобы сделать первый шаг к своему делу?
- Все-таки по своей сути женщина очень застенчива. Она зачастую боится, что ее активные шаги могут быть неадекватно восприняты мужчинами, супругами, в целом обществом. Поэтому совет находит такие инструменты поддержки, которые не ограничиваются моральным стимулом. Это могут быть фонды, коммерческие организации, которые готовы предоставить реальную базу для конкретного стартапа.
Мы запустили проект «Самодостаточная семья». Нельзя назвать результаты блестящими, но мы получили опыт и концептуальное понимание того, как должны работать государство и действующий бизнес с женщинами из многодетных семей и с мамами, которые воспитывают детей. Мы поставили конкретную цель, вплоть до процентного соотношения: сколько людей проект охватил, сколько женщин в итоге трудоустроились, сколько открыли бизнес.
- И все-таки, согласитесь, что есть определенная идеализация сильных качеств слабого пола. Десятки бизнес-проектов открываются, еще десятки сворачиваются или вовсе не могут получить достойного развития даже на старте. Это ведь не только о мужчинах речь, правда?
- Ответить, почему женщины опускают руки или терпят неудачи, довольно просто. В первую очередь, они не могут финансово потянуть дело. На селе 99 процентов, а в городах - процентов 60 всей недвижимости зарегистрированы на мужчин. Соответственно, женщина ничего не может поставить в залог банку. То, что было зарегистрировано на мужчину, уже три раза заложено. Это одна из причин. Играют определенную роль сохранившиеся восточный менталитет и традиции. Например, если открывать ИП, то обязательно на имя супруга. Но не все супруги дают разрешение. К этой проблеме, думаю, пора подойти более обширно. Коммуницировать женщинам в мужском обществе в целом достаточно трудно, не всем хватает духа, силы воли. Да и сами мужчины к деловым женщинам относятся с некой опаской, сомнением: сможем ли мы что-то развивать без их участия?
- Можно ли как-то переломить эти стереотипы, что вы обычно советуете в таких ситуациях?
- Все-таки к бизнесу нужно подходить с умом. Со своим умом. Женщина должна точно понимать, что именно ей нравится, в каком направлении она хочет развиваться, что именно востребовано на рынке. Для начала нужно перелопатить огромное количество информации, понять новизну, рентабельность, эффективность, востребованность того или иного проекта.
Порой женщинам не хватает широты взгляда. Они начинают бизнес на пяти квадратных метрах, а при насыщении рынка не знают, куда развиваться дальше. Это все от слабой информированности.
Поэтому я всегда говорю, что нужна консолидация. Никогда не бойтесь и не стесняйтесь спрашивать, обязательно входите в союзы, советы, кооперации. Это делается не ради престижа. Там реальный обмен опытом, информацией, там помогают понять свои сильные и слабые стороны. Совет деловых женщин никогда не закрывает двери ни перед кем.
Мы рады, что за 2,5 года мы продолжаем находить настоящие «бриллианты». У нас даже номинация специальная есть - «Открытие года». В позапрошлом году таким открытием стала производительница шоколада, которая начинала с нуля, а сегодня получает призовые места на конкурсах и участвует в международных выставках.
В прошлом году открытием стала Анар Бексултанова. Женщина, которая родилась без обеих рук, но которая шьет ногами! Всего за год она смогла открыть ИП, поучаствовать в конкурсах «Лучший товар Казахстана» и «Altyn Oimaq». Сегодня она сама инициирует предложения по поддержке своих коллег, ремесленников. С ее подачи мы проведем первый фестиваль лоскутного шитья.
- Успехов в его проведении и новых свершений совету деловых женщин!
- Спасибо! В канун первого весеннего праздника хочу поздравить от себя и совета всех женщин нашего региона, пожелать всех благ, больше креатива и уверенности в своих силах, семейного благополучия!
Акбота БАТЫРБЕКОВА, РПП Жамбылской области