При городском совете ветеранов работает клуб активного долголетия. Недавно в его структуре появилось объединение любителей поэзии. Очередная встреча была посвящена жизни и творчеству замечательного таразского поэта Владимира Краковского
Созданное по инициативе энтузиастов Галины Чибитко, Татьяны Осиповой и Софьи Алиевой, ветеранов педагогического труда, за плечами у которых по сорок лет преподавания русского языка и литературы в школах города, объединение быстро расширило круг участников, среди которых люди самых разных профессий, истинные знатоки и любители поэзии.
- В клубе активного долголетия мы не только укрепляем свое физическое здоровье, но и даем обильную пищу уму и душе, - сказала, предваряя поэтический вечер, его ведущая Софья Алиева. - Для этого далеко ходить не надо, ведь земля жамбылская так богата талантами. В славной когорте местных поэтов яркой звездой светит имя нашего земляка Владимира Краковского, творчеству которого мы посвящаем нашу очередную встречу.
Первой слово было предоставлено Татьяне Осиповой:
- Когда мне подарили сборник стихов и воспоминаний «Ковались сердцем эти строки», я пришла домой и на одном дыхании прочитала эту прекрасно изданную книгу. Мне показалось, что строки Владимира Краковского сродни творчеству Есенина и Рубцова - есть в них такие нотки.
Татьяна Ивановна вкратце напомнила собравшим биографию поэта, сделаем это для наших читателей и мы.
Родился Володя 2 марта 1947 года в городе Зыряновске Восточно-Казахстанской области, а через год семья переехала в Джамбул, где прошла вся его жизнь. В 1966 году окончил медицинское училище, служил в армии военфельдшером, после демобилизации работал на станции скорой медицинской помощи, в физдиспансере. Писать стихи начал рано, еще в школьные годы и, что бывает редко, родители относились к увлечению сына со всей серьезностью. Это не было просто случайностью или везением. Отец, Евгений Семенович Краковский, боевой офицер, участник Великой Отечественной войны и ее Курской битвы, ни дня не жил без книги, особо увлекался поэзией. Родители посылали ранние произведения сына в детские газеты «Дружные ребята», «Пионерская правда», в журналы «Пионер» и «Костер». Там все это с удовольствием печаталось. Позднее стихи Владимира Краковского не менее охотно публиковали армейские газеты. Владимир перевел на русский язык стихотворения Кенена Азербаева, опубликованные в республиканском сборнике «Песни синих гор и озер». Как и многие творческие натуры, Владимир зачастую испытывал бытовую неустроенность, бывало, что приходилось изгонять из организма «зеленого змия». Случались и мужские разборки, которые заканчивались в «местах, не столь отдаленных», после этого приходилось работать и кочегаром, и сторожем.
Нужно сказать, что все эти житейские передряги не сломили страстную любовь поэта к жизни, творчеству, которое можно условно разделить на две основные части, где главная - лирика, посвященная любви всей его жизни, таинственной и прекрасной Незнакомке, роковой женщине, его Музе. «Однажды и навсегда я утонул в бездонных, гордых, излучающих небо твоих глазах. Жизнь раскидала нас далеко друг от друга, но всегда и везде ты волновала меня, моя самая незабвенная. Сквозь годы я не был одинок, потому что ты была рядом в моих мечтах, моя женщина из всех женщин», - написал Владимир в одном из многих неотправленных писем. И вторая, не менее талантливая, интересная и прекрасная часть творчества В. Краковского - это его стихотворения патриотического плана, произведения, посвященные любимой маме, красотам родной природы, философским размышлениям о жизни.
- Он хотел быть понятым читателями, и ему это удалось. У него не так много стихов, но все они искренние, тонкие, глубокие по смыслу, в них вся душа, мысли и чувства, титанический труд автора, оттачивающего до совершенства каждое слово, каждую строчку, - завершила свое выступление Т. Осипова и добавила к сказанному слова известного местного поэта Петра Вотинцева, посвященные Владимиру Краковскому: «Ты был всегда и искренним, и верным: Гражданин, товарищ и поэт». Держа в руках сборник стихов Владимира Краковского «Ковались сердцем эти строки», изданный трудами и на собственные средства сестры поэта Татьяны Белоголовых и ее мужа Евгения, Галина Александровна Чибитко сосредоточила внимание слушателей на опубликованных в книге отзывах о Владимире его коллег по творчеству, известных жамбылских поэтов. Все они отмечали такие качества, как незаурядность личности, интеллигентность, обаяние, откровенность, благородство души, сила духа, по-юношески восторженное отношение к жизни. Талантливая журналистка и поэтесса Лариса Губашева: «Прочитаешь его стихи, и перед тобой сила, молодость, красота!». Анна Вольнянская: «Когда Володя читал нам свои стихи, его глаза наполнялись божественным светом». Геннадий Побежимов признал Владимира Краковского поэтом «от Бога».
Штрихи к портрету брата добавила Татьяна Белоголовых (Краковская):
- В сборнике есть и мои воспоминания о Володе, которые я назвала «Рожденный быть поэтом». Нет никакой натяжки и в том, что его стихам присуща музыкальность, ведь наша жизнь в родительском доме была наполнена музыкой и поэзией благодаря папе, который знал наизусть стихи 12 русских поэтов, особенно был любим Брюсов. Вот и я, не сомневаясь, стала учителем словесности, отдав 38 лет средней школе № 35, где, выйдя на пенсию, провожу литературные вечера, посвященные творчеству брата. Их посещают многие учителя и ученики школ города. Мы были приглашены в алматинскую гимназию, где приняли участие в «Литературных посиделках» по стихам Володи. Его знают уже за пределами нашей страны, в 2017 году Консул Польской Республики во время визита в Тараз вручил нам журнал с крупным заголовком: «Венок сонетов таразского поэта».
Свое мнение о Владимире Краковском и его творчестве высказал приглашенный на вечер Александр Загрибельный, поэт, литературовед, переводчик с английского, бессменный руководитель литературного объединения «Оазис», человек, который был рядом с виновником торжества всю его творческую жизнь. Ему принадлежит предисловие к сборнику «Ковались сердцем эти строки»:
- Здесь сравнивали Краковского то с Пушкиным, то с Есениным, - это естественно, так как интонации универсальны, иногда могут быть похожими, но у каждого поэта свои нюансы, свои чувства, своя родина и природа. В этом смысле Краковский абсолютно самобытен своей простотой, глубинностью мысли и красотой слога, свободой выражения и строгостью формы. Венцом его трудов стал венок сонетов (они есть итальянские (Петрарка), английские (Шекспир). Пушкинский «Евгений Онегин» - это сплошной венок сонетов). В совершенстве владея словом и рифмой, Володя успешно нашел свою, являющуюся очень высокой формой, организацию стиха. В подтверждение прочитаю свой любимый сонет «Летит листва моих календарей».
Стихи Владимира Краковского, волнующие и возвышающие чувства слушателей, звучали в исполнении каждого выступающего на вечере, в том числе начинающего поэта Михаила Токарева. Долго не отпускали, награждая аплодисментами, Евгения Белоголовых, страстного пропагандиста поэзии, который артистично читал разноплановые стихи Владимира Краковского.
Талантливый поэт ушел из жизни 22 марта 2010 года, не оставив после себя ни собственной семьи, ни детей, ни хозяйства. Оставил он нам бесценное наследие - свои прекрасные стихи.
Михаил БУНИН, фото автора