Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 25 окт, 16:01

Долгая дорога к счастью


Неистовый промозглый ветер бесновался на сельских улицах, стонал в печных трубах и безжалостно обламывал ветви беззащитно обнаженных деревьев. 
 
Где-то под обрывом тревожно рокотала река. Усталая Асли уложила спать своих троих детей – Ваиду, Сабилю и Инди. Женщина прикорнула у печки, но ей не спалось. Беспокойные мысли, как волны разбушевавшейся реки, набегали одна за другой. С первых дней войны ее муж Муфти Фейзулов мужественно воевал на фронте, писал домой короткие солдатские письма. Асли не единожды перечитывала эти желанные весточки от любимого человека, радовалась и берегла их, как драгоценность. Но потом почему-то письма перестали приходить, и голос мужа умолк.

Вскоре Асли получила извещение, что ее муж пропал без вести. Женщина горько плакала, но не отчаялась, ждала, молилась и верила, что он, вопреки всему, не сгинул в жестокой пучине войны и однажды постучится в дверь своего родного дома.
 
Со двора вдруг послышались чьи-то торопливые шаги, кто-то громко и нетерпеливо постучал в окно.

- Кто там пришел, на ночь  глядя? - испуганно спросила Асли, прильнув к темному окошку. - Что случилось?
- Не бойся, Асли–бажи,  это  я,  Тарлан! Всем приказано срочно собраться в клубе! Наши уже туда пошли. Быстрее иди, - взволнованно и сбивчиво крикнула соседка, поправляя платок на голове.

- А зачем? Ведь уже ночь, - удивилась Асли.

- Никто ничего не знает. Военные приказали собраться. Будут читать приказ. Пошли поскорее, не мешкай! - торопила ее соседка. 

Асли, быстро одевшись, тоже побежала в клуб. Но разве она могла знать, что вскоре ей предстоит вместе со своим родным народом ринуться в неизвестный и страшный мир скитаний, страданий и горестей? 

Был ноябрь 1944 года. Из сел южных регионов Грузии людей вывозили на американских машинах-«студебеккерах» по крутым горным дорогам, некоторые машины с людьми переворачивались, срываясь под откос. Душераздирающие крики, плач, мольбы о пощаде. Надрывный вой собак, мычание недоенных коров. Печальными глазницами окон смотрели осиротевшие, обжитые веками дома. Оставались позади любовно и заботливо выращенные виноградники, сады. Чувствовалось, что даже земля, безголосые холодные камни, неприступные суровые горы безмолвно исторгали горестные слезы, прощаясь с людьми. 

На железнодорожной станции вооруженные солдаты сажали испуганных людей в холодные товарняки и заколачивали наглухо двери, чтобы никто не убежал. Беглецов расстреливали на месте. На сердце каждого человека лежала безмерная тяжесть от того, что они насильственно, по чьей-то жестокой безрассудной воле покидают свою родную землю, погосты своих предков и уходят куда-то в неизвестность.

Эшелоны шли сутками и останавливались только на пустынных полустанках, их пропускали в последнюю очередь, ведь основные грузы – военные. Люди умирали медленной и мучительной смертью – от голода, холода и болезней. Но составы не останавливались, тела умерших людей солдаты не разрешали хоронить по-человечески и выкидывали прямо в степь. Седые холодные снега стали им саваном, и только неприкаянный ветер горестно читал  поминальную молитву над безвинно убиенными. Шли тревожные дни и ночи, а поезда все дальше и дальше отстукивали по рельсам время и расстояние. Прошло около месяца, когда студеным зимним утром конвоиры хриплыми простуженными голосами закричали: 

- Выходи по одному! Все! Приехали! 

Измученные люди со своим нехитрым скарбом озирались вокруг и тревожно думали: «Что теперь будет с нами? Какая судьба нас ожидает  на чужбине?» Турки узнали, что приехали в Казахстан. В нелегкую пору их окружили большой заботой и приютили казахские семьи, хотя им самим жилось тяжело. Асли Азалову с тремя детьми поселили в колхозе «Красная звезда».

- В тесноте, да не в обиде,- говорили радушные хозяева дома. - Ничего, перезимуем вместе!

- Вместе ничего не страшно, - впервые улыбнулась терпеливая Асли. 

Особенно радостно для изгнанников было обнаружить, что с казахами у них много общего – язык, вера, большое народное горе – ведь шла война против ненавистных фашистов. Асли не привыкла сидеть сложа руки, она стала работать в свекловичной бригаде в колхозе, быстро сдружилась с женщинами. Дети стали учиться в казахской школе. Труд был тяжелый, примитивный. Депортированные турки попали под страшный гнет комендатуры, не разрешавшей им выходить даже за пределы села. Тех, кто попадался за нарушение режима, ждало наказание – каторга на 25 лет без суда и следствия. Шли беспокойные годы, жизнь в колхозе понемногу налаживалась, память о пережитом медленно тускнела. Как бы жил человек, если бы не умел забывать все тяжелое? Уже вернулись домой все фронтовики, отгремели праздничные салюты в честь Победы, но только Асли так и не дождалась своего мужа Муфти. И надежды иссякли, как последние мартовские снега.

Многие годы Асли Азалова добросовестно и самоотверженно трудилась в колхозе, во многом себе отказывая, подняла на ноги троих детей. Ее сын Инди Фейзулов после окончания физико-математического факультета Чимкентского пединститута многие годы работал учителем в средней школе. Он решил разыскать своего отца, узнать о его судьбе. Долгие поиски, неоднократные обращения в военные архивы увенчались успехом в 1969 году, оказалось, что его отец проживает на Украине, в Полтавской области и женат на украинке Галине, у них трое детей. Сын решил поехать и увидеть отца, который ушел воевать, когда ему было всего шесть лет.

В груди Инди нарастала тревога: как же произойдет эта долгожданная встреча с отцом? Неужели через несколько часов он встретит своего родного человека, образ которого память почти не сохранила? Что он скажет ему? А как ответит отец и смогут ли понять друг друга? Эти вопросы мучительно бились в мозгу, не находя ответов. 

Они впервые встретились через долгие годы – уже постаревший седой отец и совсем взрослый сын. Муфти и Инди крепко, по-мужски обнялись: 
- Как долго я ждал этой встречи! - сказал сын.
 
- Я рад, что ты разыскал меня! Теперь и умирать не страшно, - растроганно говорил отец, и слезы текли по его морщинистым щекам. - Просто ты должен понять, что никто ни в чем не виноват. Это все война…
 
Инди был рад, что обрел новых родственников - брата Александра и сестер Антонину и Ларису.
 
Потом отец рассказал свою нелегкую драматическую историю. Он сражался под Сталинградом, потом участвовал в освобождении Украины. В одном из жестоких боев под Полтавой его настигла вражеская пуля. Тяжело раненного солдата фашисты взяли в плен. Муфти стойко и мужественно прошел через все мытарства и унижения фашистской неволи. На работу и обратно в лагерь узников под конвоем водили дорогой, вымощенной грубо отесанным камнем. Ее называли «трассой мертвецов». Злодейству мучителей противостояло братство узников – русских, французов, поляков, белорусов. Среди них также  непокорно держался и турок – Муфти Фейзулов. Их освободила Красная Армия. 
 
В 1946 году после долгих шестимесячных проверок и бесконечных допросов в пересылочном лагере для военнопленных Международный Красный Крест отправил Фейзулова на Украину. А он решил вернуться домой, в Грузию. Откуда ему было знать о случившейся трагедии? Приехал солдат, но не нашел в родном селе ни своей семьи, ни родных, ни знакомых. Все вокруг поросло густым бурьяном, и только гулкое эхо откликалось на его печальный голос: 

- Где же вы-ы? И как теперь вас найти-и ?
 
И тогда солдат, не раз видевший смерть, не выдержал, горько заплакал у разоренного родного гнездовья – не знал, что делать, куда теперь ему податься, к кому обратиться и излить свою боль. И тогда решил Муфти Фейзулов уехать на далекую Украину и продолжать жить вопреки всему.
 
Инди привез отца в колхоз «Красная Звезда». Слышались радостные удивленные восклицания, приветствия взрослых детей, смех внуков. Все впервые увидели и обрели отца и дедушку. А они – Асли и Муфти - стояли, обнявшись, и казалось, не расставались вовсе. И не было той пропасти между ними, которую образовала жестокая ненавистная война.
 
- Вот и свиделись, - счастливо говорили они друг другу. - Как выросли наши дети, и мы сами изменились! А помнишь, какими мы были - молодыми, задорными, казалось, что целая вечность впереди.

Если бы можно было вернуть и воскресить былое! Но, увы! Отшумевшего прошлого никому не дано вернуть назад, оно остается только в снах и грезах. И в человеческой памяти. Мудрой, понимающей женщиной оказалась Асли – ведь уже невозможно ничего изменить, так пусть же счастлив будет ее Муфти даже с другой женщиной, ведь она тоже мать, и заслужила, выстрадала свое право на счастье, на любовь. Через месяц с легким сердцем уехал на Украину Муфти Фейзулов. 

Невозвратимыми потоками прошумели и пронеслись годы. Через несколько лет с Украины пришла печальная весть, что Муфти покинул этот бренный мир.

За свой многолетний самоотверженный труд на благо Родины простая скромная женщина Асли Азалова была награждена несколькими медалями. Но, наверное, самое  великое и бесценное богатство, награда от Всевышнего – это ее семья, большое потомство: 20 внуков, 36 правнуков и два праправнука. Асли прожила долгую счастливую жизнь и ушла на небеса обетованные в возрасте 109 лет.

Инди Муфтиевич Фейзулов более 35 лет своей жизни посвятил педагогическому делу, он является отличником народного просвещения СССР и Казахской ССР и членом совета старейшин села. Он остался вдовцом  с четырьмя детьми, но не женился вторично, ибо думал, что ни одна женщина не сможет стать доброй, заботливой матерью детям. Он, будучи образованным, целеустремленным человеком, сумел воспитать замечательных детей. Мурат, Лейла, Лимон, Милязим получили высшее образование и стали профессионалами своего дела. Инди Муфтиевич является главой крестьянского хозяйства «Фейзулов», занимающегося земледелием, в котором 20 гектаров поливной земли, 32 гектара занимают пастбища. В 2012 году Инди Муфтиевич при финансовой поддержке республиканского турецкого этнокультурного объединения совершил паломничество в Мекку и Медину, прикоснулся к великим святыням. Он достойно прошел этот нелегкий, но необходимый и благочестивый путь - путь обретения милости и благодати нашего Создателя.

Луиза КИПЧАКБАЕВА