За окнами играл и светился яркими осенними красками предпоследний день сентября, а еврейская община Тараза и ее гости собрались в уютном зале кафе «Эльба», чтобы встретить Рош-а-Шана - новый, 5780 год по национальному летоисчислению, которое ведется от сотворения мира.
Ввиду того, что на праздник пришли не только евреи, но и не совсем евреи и совсем не евреи, многих интересовал вопрос, что это за новый год осенью? Действительно, он имеет мало общего с привычным для нас пониманием Нового года. Никакого оливье, шампанского и мандаринов, никаких фейерверков, и вообще ни малейшего намека на привычное безудержное застолье. Празднуемый в глубокой древности как праздник завершения сельскохозяйственного года, сбора урожая, со временем Рош-а-Шана («Голова года» в переводе с иврита) превратился у евреев в дни переосмысления прожитого, покаяния и надежды на хорошее будущее. А вообще, евреи отличаются и тем, что у них, применяющих лунный календарь, в году несколько новых годов. Отсчет месяцев начинается в месяце авив, называемом также нисан (он приходится на март-апрель). В феврале-марте, когда пробуждается природа на земле Израиля, отмечается Ту- Бишват (Новый год деревьев). Седьмой месяц года - тишрей, который выпадает на сентябрь-октябрь. Еврейская традиция считает, что Бог сотворил мир именно в седьмой месяц. Поэтому с него и ведется летоисчисление. С этим месяцем также связано сотворение первых людей, вкушение ими запретного плода и «ссылка» Адама и Хавы (Евы) на землю, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события еврейской библейской истории.
Рош-а-Шана – это не только день сотворения мира, но и День суда. То есть в день рождения мира Бог судит этот мир. Главная задача человека в эти праздничные дни – вспомнить обо всем, что случилось за год, прислушаться к голосу совести, признаться себе во всех своих недобрых поступках и искренне в них раскаяться. Праздником Рош-а-Шана (в текущем году 30 сентября - 1 октября) начинаются 10 дней молитв и раскаяния, называемые «Днями трепета». Их кульминацией становится следующий - главный религиозный праздник евреев – Йом-Киппур – День суда и примирения (9 октября).Таким образом, еврейский Новый год – это и начало человеческой истории, и Божий суд, и возможность обновить отношения с людьми и Богом, совершить, говоря современным языком, «перезагрузку». Люди желают в эти дни друг другу быть записанными на следующий год в хорошую книгу жизни, здоровья и успехов. Самым ярким событием праздника является трубление в шофар – бараний рог. Два дня нового года шофар звучит в синагогах по 100 раз каждый день. Это действо глубоко символично. Резкий, тревожный звук шофара призывает людей пробудиться, отойти от суеты будней и отказаться от недобрых дел. Но бараний рог напоминает и о том агнце, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Исаака. Это символизирует готовность каждого человека к самопожертвованию. Существуют и другие толкования этого обычая. Считается, что звуки шофара достигают небес и сбивают с толку Сатану, который в этот момент докладывает Богу обо всех человеческих грехах. Сатану оглушают трубные звуки, и он не может прочесть свой обличительный список.
Существует еще один обряд, связанный с еврейским Новым годом. Он называется «Ташлих» и символизирует избавление от грехов уходящего года. Евреи приходят к любому водоему и символически вытряхивают карманы одежды в воду, чтобы она унесла все недоброе.
Традиционно были накрыты праздничные столы. На них гранаты (пусть добрые дела умножаются, как зернышки этого фрукта), яблоки - символ благополучия, мед - для того, чтобы наступающий год был сладким. Пожелание сладкого года является частью традиционного новогоднего поздравления. На стол подается рыба с головой, чтобы весь год «быть в голове, а не в хвосте». Нарезанная кружочками морковь напоминает золотые монеты, потому что в судьбоносные дни Нового года определяется и материальное благосостояние человека на будущий год. Обязателен круглый хлеб - хала, его форма является символом цикличности времени. Присутствуют и другие, кроме горьких и соленых, которые в новогодние дни запрещены, праздничные блюда.
После зажжения праздничных свечей и обязательных благословений на яблоки, хлеб и вино началось праздничное застолье. К присутствующим с теплыми поздравлениями и наилучшими пожеланиями на новый год обратились дорогие гости из региональной ассамблеи народа Казахстана: Сауле Курманкулова, заместитель руководителя КГУ «Қоғамдық келісім» (Дом дружбы) аппарата акима Жамбылской области, Лариса Калькова, председатель ОО «Жамбылский областной Центр языка и польской культуры «Полонез», член еврейской общины, председатель ОО «Жамбылский областной еврейский центр «Шиват Цион». Хозяйка вечера, руководитель местного подразделения республиканского еврейского благотворительного общественного объединения «Центр Забота-Хэсэд Полина» Наталья Перфильева огласила поздравление, поступившее от президента Ассоциации еврейских организаций РК «Мицва» Александра Барона. А потом все участники праздника обмакнули дольки яблока в мед и пожелали друг другу хорошего и сладкого года.
Звучали еврейские новогодние песни, шел конкурс на лучшие поздравление и пожелание. Много наслаждения живой музыкой доставила Наталья Скулкина, блестяще исполняя на скрипке популярные мелодии. Анатолий Тращенко аккомпанировал на баяне хоровому пению любимых хитов прошлых лет. Страничку еврейского юмора провел волонтер Евгений Белоголовых. С отличным настроением и верой в хороший наступающий год покидали участники праздника это торжество.
Михаил БУНИН, фото автора