Он торжественно и волнующе более 200 лет звучит во всех уголках планеты, означая начало церемоний бракосочетания.
Его привычно называют «Свадебный марш», а вот автора этого произведения назовет далеко не каждый. Жизни и творчеству Феликса Мендельсона, одного из великих композиторов начала XIX века, была посвящена «Музыкальная гостиная» клуба истории, культуры и традиций еврейской общины города Тараза.
Один из немногочисленных, сохранившихся до наших дней, портрет композитора мягким светом заливают зажженные свечи памяти. С жизненным путем Феликса Мендельсона членов клуба ознакомил его руководитель и ведущий всех встреч Михаил Бунин.
Будущий творец многих произведений, вошедших в «золотой» музыкальный фонд человечества, родился в 1809 году в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения «Хаскала» («Просвещение»). Несколько лет спустя после рождения Феликса семья Мендельсонов, еврейская по происхождению, приняла лютеранство и взяла вторую фамилию - Бартольди. Поэтому полное имя великого композитора - Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. В 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин.
Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог, композитор того времени Карл Цельтер. Именно он обратил внимание на хорошие музыкальные способности мальчика и стал давать ему уроки теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься игрой на фортепиано и скрипке. Уже в девять лет он успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его вокальный дебют (Мендельсон обладал хорошим альтом).
К этому же времени относятся его первые серьезные композиторские опыты: соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений. В 1821 году Мендельсон познакомился с Гете, который благосклонно отнесся к таланту 12-летнего музыканта. Вскоре состоялось знакомство Мендельсона со знаменитым композитором Вебером, который приехал в Берлин на постановку своей оперы «Вольный стрелок».
В эти годы юный Мендельсон уже вел активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижер. Из известных работ этого периода — Первая симфония, концерт для фортепиано с оркестром, фортепианные квинтет и секстет. В 1824 году была поставлена его первая опера «Два племянника». Знакомство со знаменитым пианистом Игнацем Мошелесом переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество.
В 1825 году Авраам Мендельсон с сыном совершает поездку в Париж, который был одним из музыкальных центров Европы, где работали крупнейшие композиторы того времени - Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер. Мендельсон встречается с ректором Парижской Консерватории Луиджи Керубини, который дал его дарованию высочайшую оценку. В мае того же года Мендельсоны возвращаются в Берлин, где Феликс во второй раз в жизни встречается с Гете. В доме писателя был впервые исполнен посвященный ему Фортепианный квартет Мендельсона. В августе композитор закончил свою двухактную оперу «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов «Дон Кихота» Сервантеса. Семья поселяется в просторном старинном доме, в котором был большой музыкальный зал. Традицией стали субботние концерты Феликса Мендельсона, на которые приходило до нескольких сотен любителей музыки.
В 1826 году Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведений - увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», частью которой является «Свадебный марш». Впоследствии композитор не написал ни одной оперы, сосредоточившись на инструментальной музыке и ораториях. В том же году Мендельсон поступил в Берлинский университет, где слушал лекции Фридриха Гегеля, основателя немецкой классической философии.
В 1827 году Мендельсон прибывает с гастролями в Лондон. Здесь он в концертах Филармонического общества дирижирует своими оркестровыми сочинениями: увертюрой «Сон в летнюю ночь», другими, выступает как пианист с сочинениями Вебера и Бетховена, концерты пользовались огромным успехом. После турне по Шотландии он возвращается в Берлин уже европейской знаменитостью. В 1830 году композитору было предложено звание профессора в Берлине, однако Мендельсон от него отказался и предпринял новые гастроли, на этот раз в Италию. В 1833 году он дирижирует на Рейнском музыкальном фестивале в Дюссельдорфе, в течение двух лет занимает должность генераль-музик-директора фестиваля. В 1835 году после блестящего выступления на Кельнском музыкальном фестивале ему предложили пост капельмейстера симфонических концертов. Скоро его концерты становятся одними из важнейших событий музыкальной жизни Европы, а Мендельсон - одной из основных ее фигур. В 1836 году Лейпцигский университет присваивает композитору степень доктора философии.
В марте 1837 года Мендельсон женился на Сесилии Жан-Рено, с которой познакомился во Франкфурте. У четы родились пятеро детей. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь». Слава композитора вошла в зенит, но его постигла личная трагедия - он пережил яркий роман со шведской оперной певицей Женни Линд, которую он протежировал с 1844 года. Мендельсон обещал ради нее бросить семью, чтобы бежать с ней в Америку, угрожал самоубийством, но певица отказалась разделить его судьбу. Измученный безответными чувствами, композитор написал гениальный Концерт для скрипки с оркестром «ми - минор», ставший признанным шедевром мировой музыки.
4 мая 1847 года в возрасте 42 лет умерла любимая старшая сестра Мендельсона Фанни. У потрясенного этим известием композитора 28 октября того же года в Лейпциге случается инсульт, а 3 ноября - второй. На следующий день, 4 ноября 1847 года, в возрасте 38 лет Феликса Мендельсона не стало. В доме на Гольдшмидтштрассе, где умер композитор, сегодня находится Музей Мендельсона. Перед зданием Лейпцигской консерватории, которую основал выдающийся композитор, виртуозный пианист, талантливый педагог и дирижер, ему установлен красивый памятник.
- Феликс Мендельсон, который считается крупнейшим представителем романтического направления в классической музыке, прожил недолгую жизнь, но оставил после себя богатейшее творческое наследие, - продолжила вечер музыковед Людмила Киршнер. В качестве иллюстрации в зале звучала чарующая музыка Мендельсона в исполнении Л. Киршнер (фортепиано) и Натальи Скулкиной (скрипка). Были исполнены отрывок из популярного Скрипичного концерта «ми минор», одна из «Песен без слов» и, конечно же, знаменитый «Свадебный марш», который на все времена стал хитом номер один.
Герман ГРАДСКИЙ