Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 10 дек, 10:47

Семья со знаком «минус»

Прилежная на вид, но немногословная и замкнутая девочка-подросток, живущая по соседству, как и все, уходит на учебу по утрам, а с наступлением темноты возвращается домой. Трудно представить, что творится в душе ребенка, день ото дня вынужденного проживать свою жизнь не по-детски…

Причина такой скрытности проста и банальна — ребенок, если в семье случаются систематические унижения, постоянно живет в страхе: не дай Бог проговориться кому-либо о бесчинствах родного отца-деспота, родственников, озлобившегося отчима или матери-одиночки, обделенной судьбой…

— Из-за замкнутости детей мы не знаем, что происходит внутри этих семей, не можем установить причину, почему такое происходит, — говорит заместитель директора школы №16 по воспитательной работе Марина Букина.

Однако это не умаляет роли школы в профилактике бытового насилия, но и не снимает ответственности за детей их же собственных мам и пап. Нередки случаи, когда пропавших во внеурочное время детей-школьников по первому зову правоохранительных органов разыскивают директор школы, учителя, психологи и завучи. Но только не родители.

— Например, у нас был такой случай: несовершеннолетняя школьница после ссоры с матерью ушла из дома. Спустя некоторое время полиция обнаружила ее на съемной квартире. Поздним вечером на место выехали директор школы, психолог, инспектор и завуч по профилактике правонарушений. Родители опять же остались в стороне, — отмечает руководитель проекта, председатель ОО «Еврейский культурный центр «Шиват Цион» Жамбылской области Людмила Корнилина. Руководитель проекта также придерживается мнения, что к таким нерадивым родителям должны применяться административные меры наказания. Они должны понимать, что за территорией школы ответственность за ребенка несут именно они, а не учитель, завуч и директор.

Школьная работа по решению проблем насилия над детьми в семье должна строиться по таким направлениям, как профилактическое, диагностическое и коррекционное, считает психолог гимназии №24 Елена Кузнецова:
— Сюда входят беседы с родителями, где им нужно постоянно разъяснять, что ребенок — не довесок и не придаток в их жизни, а самостоятельная судьба. И его нужно растить с любовью, заботой и вниманием.

— Случается, что психологическое насилие проявляется в ходе учебного процесса. Поэтому психолог должен работать и с педагогами, — высказалась психолог средней школы №18 Мухаббат Алимжанова.
 
В течение трех лет в качестве профилактической помощи в городе действуют так называемые мобильные группы, в состав которых входят сотрудники прокуратуры, соответствующего отдела акимата, школьный завуч или психолог. Однако результативность их работы низкая.

— Эффективнее закрепить педагогов за теми школами, в которых они работают и знают свой контингент учащихся, а других членов — по скользящему графику, — предложила одна из педагогов.

Прозвучало предложение завуча школы №16 возобновить изучение в школах этики и психологии семейной жизни. Этот предмет был бы кстати в старшем звене — 10–11 классах:
— Предмета самопознания сегодня недостаточно, нужно вернуть предметы «Этика и психология семейной жизни» и валеологию.

С целью оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и из многодетных семей в течение трех лет Людмилой Корнилиной реализуется проект «Бытовое насилие в семье и школе». Среди населения, в школах проводятся профилактические занятия по вопросам насилия в быту, ведется работа с педагогами, родителями и детьми.

— В этом направлении мы работаем уже достаточно долго, — говорит руководитель проекта. — Самое главное — к нам обращались и продолжают обращаться за помощью, с нами сотрудничают и работают.

За то время, что действовал проект (с мая по ноябрь), обратились за помощью более ста человек по различным причинам, в основном — женщины и дети. К примеру, жизнь для 52-летней Алимы превратилась в сущий кошмар после того, как ее муж из-за пристрастия к спиртному потерял работу. Вымещая свои злобу и бессилие на супруге, муж избивал ее, выгонял из дома, постоянно изводя упреками за то, что она влезла в долги на 100 тысяч тенге на свадьбу сына. По словам Людмилы Корнилиной, после их вмешательства инспекторам ОП-3 удалось найти управу на дебошира, принудив его лечиться от алкоголизма.

Самое страшное, что таким людям порой просто некуда обратиться со своими проблемами, которые подавляют их морально и физически. Исходя из этого, поступило предложение о продлении данного проекта. Также сюда рекомендовано включить и контроль за работой общественного транспорта. Такая мера вызвана сегодня тем, что школьники в последнее время стали часто сталкиваться с грубостью и психологическим давлением со стороны водителей, которые отказываются пускать детей в салон.