Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 27 авг, 17:00

Великий дар мастера

В Таразе хранится большая коллекция произведений известного живописца XX века Леонида Брюммера, ставшая первой в фондах областного историко-краеведческого музея и его гордостью. 

Талантливый художник родился в семье Владимира фон Брюммера и Марии Гутьер в украинском городе Херсоне. Там же получил среднее образование, а после окончания гимназии поступил в Киевское художественное училище. В 1915 году успешно завершил обучение и по рекомендации своего учителя решил продолжить его в Петроградской академии художеств. Полгода постигал искусство, посещал Эрмитаж. Его завораживали полотна Веласкеса, Рубенса, Рембрандта, он долго и неотрывно разглядывал гениальные творения настоящих чародеев кисти, восхищаясь глубиной их чувств и мыслей, отточенным мастерством. Но, к сожалению, позже из-за отсутствия средств ему пришлось прервать учебу и вернуться в Киев, а затем переехать в кабардино-балкарский Нальчик. С этого момента Леонид Брюммер стал много работать, активно участвовать в выставках. Начало 1930-х годов совпадает с расцветом его творческих сил. Полотна художника того периода отражают жизнь и природу Кавказа. Величественные, покрытые вечными снегами горы с быстрыми ручьями и поросшими зеленью склонами ущелий. Другие его работы мысленно переносят зрителей в Украину и Крым. На картинах запечатлены Ялта и Орел, где он также жил и работал. 

Живописец показал и красоту Казахстана, куда по воле судьбы в 1941 году был депортирован из-за своего происхождения. Первой его встретила Павлодарская область. Там он принимал активное участие в региональных выставках. Несколько его работ сегодня хранятся в местном художественном музее. 

- По рассказам очевидцев, художник сильно бедствовал, но не прекращал писать картины, - говорит заведующая отделом областного историко-краеведческого музея Жанна Косалиева. - Этот человек просто не мог не работать. Несмотря на ссылку и нищету, он писал. Даже в годы войны, превозмогая голод и холод, продолжал творить. И в эти черные дни он умел находить яркие краски. Именно насыщенная цветовая гамма в каждой картине – отличительная черта художника. 

На священной аулие-атинской земле у него появилась возможность осмыслить свое творчество. Через изображение природы мастер кисти стремился передать свои чувства и эмоции. В этот период им создан целый ряд произведений на тему «Полевые цветы Прииртышья». 

- Они отличаются тем, что вместо привычного холста для масла Леонид Брюммер использовал картон, обложки книг, фотобумагу, клеенку, фанеру и даже почтовые открытки, - говорит Жанна Косалиева. - На них можно увидеть неповторимые пейзажи казахской степи с пестрым ковром цветов, качающимся на ветру ковылем и улетающими на юг клинами журавлей. 

Художником созданы и небольшие двусторонние картины, некоторые из них на специальных подставках. 

Последние 15 лет своей жизни уже в преклонном возрасте Леонид Брюммер жил в Джамбуле (ныне Таразе). В этот период его творчество было связано с небольшим уютным городом на юге Казахстана. Здесь он чувствовал себя комфортно и все чаще брал в руки кисть. Художник написал серию картин с различными городскими видами. Вглядываясь в них, видишь, как по-новому заиграли краски на полотнах мастера. 

- Именно в Таразе он сумел раскрыть свой талант с другой стороны, продемонстрировав умение тонко чувствовать и видеть незаметную обывателям красоту родного края, - отмечает хранитель фондов областного историко-краеведческого музея Лаура Байтурсынова. – Своими работами он мог заставить зрителей ощутить то же самое. И в этом была огромная сила его таланта. 

Леонид Брюммер был очарован краем великого Жамбыла, поэтому не упускал ни единой возможности запечатлеть на холсте все, на что обращал зоркий взгляд художника. Красной нитью в творчестве живописца проходит тема природы. Немало написано им и натюрмортов. На его полотнах можно увидеть городские площади, парки, восточные базары, мавзолей Карахана, кинотеатр, улицы, микрорайоны, окраины города, жилые дома, речка Карасу, цветы. Им создана целая галерея портретов, куда вошли изображения уважаемых в народе личностей, аксакалов, простых механизаторов, рыбаков, сельских девушек, детей. Особенно ценен маленький автопортрет 1939 года, написанный им маслом на бумаге, когда еще жил в Нальчике. 

Среди многочисленных работ Л. Брюммера – «Песчаный берег. Камыши», «Ранней весной», «Натюрморт со слоником», «Сирень цветет», «Окрестности Полтавы», «Предгорье Крыма», «Море близ Ялты». Они показывают то, что окружало художника в местах, где он когда-то жил. 

Целый цикл картин посвящен Таразу. В их числе - «Весна в Джамбуле», «Солнечный день», «Карахан», «На речке Карасу», «На улицах Джамбула», «Сирень на подоконнике», «Лето», «Персик цветет» и другие. 

К сожалению, известность к художнику пришла лишь после его смерти. Но еще на ранней стадии творчества его дар неоднократно отмечался корифеями жанра. Именно тогда он решил полностью посвятить себя творчеству, которое стало делом всей его жизни. 

- В каждой из работ художника прослеживается его душа, - отмечает Лаура Байтурсынова. – Их можно рассматривать часами. Все они по-своему интересны. В картинах много света и тепла, в них чувствуется жизнь. Это был поистине мастер советской эпохи, оставивший свой неповторимый след в истории культуры нашей страны. Леонид Брюммер всегда говорил, что «живопись – это моя жена, а картины - мои дети». Он никогда не продавал свои работы, но мог подарить их. 

Всю свою бесценную коллекцию (более тысячи) больших и малых картин Л. Брюммер еще при жизни завещал любимому городу, ставшему его последним пристанищем. Вместе с ней в фонды областного историко-краеведческого музея поступили личное собрание книг художника по изобразительному искусству, уникальные каталоги художественных выставок, альбомы и письма. Музею досталась и последняя в жизни мастера картина, посвященная первому микрорайону, где он проживал. Ее художник начал писать незадолго до своей кончины, но завершить работу не успел. Умер Леонид Брюммер в 1971 году в доме престарелых в возрасте 82 лет. Печально, что могилу художника люди со временем забыли - место его захоронения до сих пор не найдено. 

Картины Л.Брюммера выставлялись на 40 выставках. Они неоднократно экспонировались в Астане (ныне Нур-Султане), Алматы, Костанае, Таразе, Париже, Херсоне, Киеве, Москве, Курске, Санкт-Петербурге, Ялте, Феодосии и Симферополе. Десятки его полотен в настоящее время украшают музеи и галереи Кавказа и Крыма, Украины и Казахстана. 

В 2002 году к празднованию 2000-летнего юбилея Тараза в городе открыт художественный музей Леонида Брюммера, который вошел в состав единого комплекса областного историко-краеведческого музея. Экспозиция периодически обновляется благодаря богатому творческому наследию, оставленному художником. Позже при поддержке Общества немцев Жамбылской области разработан веб-сайт «Онлайн-галерея Леонида Брюммера» и выпущен специальный буклет. А на стене дома микрорайона «Акбулак», где последние годы жил художник, установили памятную доску в знак благодарности и почитания его таланта. Правда, со временем она исчезла, но вновь была воссоздана спустя несколько лет при поддержке Генерального консульства Германии в Казахстане. 

Как подчеркивает жамбылская художница, заведующая выставочным залом КГУ «Қоғамдық келісім» Вера Майкович, Леонид Брюммер – очень сильный художник своего направления. Он представлял реализм, впитавший в себя элементы импрессионизма и модерна. Отголоски последнего прослеживаются даже в ранних работах художника. 

- Все его работы яркие и глубокие, наполненные авторскими чувствами, - отмечает Вера Майкович. - Он видел множество оттенков, благодаря чему палитра цветов в его картинах столь богатая. Думается, на творчестве мастера кисти отразилось и уникальное образование, у него были очень сильные наставники.
 
Вместе с тем, он сам по себе был широко мыслящим художником, который тщательно прорабатывал каждую тему. Иногда это были совсем незамысловатые и, казалось бы, неинтересные сюжеты, он переделывал их несколько раз, когда не получалось передать то, что хотел. От полотен Л.Брюммера веет духом того времени. Художник очень точно передал атмосферу ушедшей эпохи, поэтому вместе с эстетической его работы имеют и историческую ценность. 

Михаил ТЁ, фото автора