Принятые в 2015 году новеллы Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» направлены прежде всего на дальнейшее совершенствование законодательства о государственной службе.
Государственная служба Казахстана до принятия действующей редакции закона была смешанной, включала в себя элементы карьерной и позиционной моделей государственной службы.
В настоящее время практически осуществлен переход на карьерную модель государственной службы. Одними из условий, обеспечивающих эффективность системы государственной службы, являются: первое - разделение государственных служащих на политических служащих, несущих ответственность за реализацию политических целей и задач, и административных, осуществляющих свою деятельность на постоянной профессиональной основе; второе - это прием на государственную службу на конкурсной основе, что позволяет отбирать квалифицированных и компетентных специалистов и снизить возможности для патронажной системы отбора и продвижения кадров.
Полностью исключена система переводов из одного государственного органа в другой (один из пережитков командно-административного метода перемещения).
Поступление на административную государственную службу осуществляется на конкурсной основе.
Для более четкого разграничения политической и административной государственной службы также введено правило, запрещающее включение в состав конкурсных комиссий государственных органов политических государственных служащих.
Новая модель государственной службы основана на принципах меритократии, то есть с учетом личных заслуг и достижений, открытого конкурсного отбора.
Сегодня одним из самых важных аспектов реформирования государственной службы является внедрение принципов меритократии, которое в свою очередь должно привести к экономическому росту и предотвращению коррупции.
Меритокра́тия (букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и др.-греч. κράτος — власть, правление) — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина означает, что руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов (такая система в значительной степени противоположна как аристократии, так и демократии). Второе, более распространенное, значение предполагает создание начальных условий для объективно одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.
Государственная кадровая политика Республики Казахстан - одно из приоритетных направлений деятельности государства в координации мероприятий по развитию и совершенствованию трудового потенциала страны. Она включает разработку общих принципов работы с людьми, их воспитание, обучение, общеобразовательную, специальную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Основополагающая функция государства - оптимальные подбор и расстановка кадров, их развитие, создание условий для поддержания необходимого профессионального уровня во всех сферах хозяйственного и культурного созидания.
В целом политика поступления кандидатов на государственную службу на низовые должности и последующее их карьерное продвижение на основе компетентностного подхода дает свои плоды.
Так, за первое полугодие 2019 года в Жамбылской области по итогам внутренних конкурсов проведены 229 назначений, из них на руководящие должности - 163 человека, что составляет 71,1 процента.
К примеру, главный специалист службы управления персоналом аппарата акима района Т. Рыскулова Е. Куандык после трех лет службы назначен по внутреннему конкурсу руководителем отдела службы управления персоналом; К. Султанов, работавший семь с половиной лет заведующим сектором отдела ветеринарии акимата Жуалынского района, назначен руководителем этого же отдела.
На областном уровне молодые специалисты соответственно управлений сельского хозяйства и здравоохранения Л. Сейдалиев, А. Шынарбеков по истечении некоторого времени возглавили отделы указанных управлений, в которых они работали главными специалистами.
Елбасы в свое время обосновывал необходимость перехода на конкурсный отбор для карьерного продвижения госслужащих. Особое внимание обращалось на укрепление принципа меритократии за счет выдвижения на вышестоящие должности корпуса «Б» только по конкурсу из числа госслужащих, занимающих нижестоящие должности.
В последующем продвижение и внедрение остальных элементов меритократии, таких, как оценка претендентов по критериям их личных способностей, знаний и умений; одинаковое и беспристрастное отношение ко всем государственным служащим; равная оплата труда за выполнение равнозначной работы (оплата в зависимости от результатов работы); поощрение государственных служащих, достигающих эффективных результатов в своей деятельности; коррекция деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны; увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны, будет способствовать укреплению института государственной службы как в части качественного состава административного аппарата, так и в части поднятия престижа государственной службы.
Равиль ТЮЛЕБАЕВ, руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Жамбылской области