На стенах и шкафах — большие и поменьше фотопортреты, напоминающие о ролях, сыгранных ее покойным супругом, заслуженным артистом Казахской ССР Петром Черемисиным, и образах, созданных ею на сцене Жамбылского областного русского драматического театра.
— Вера Сергеевна, прошло 22 года, как горожане и жители области не встречаются с Вами в театре, выросло новое поколение зрителей. Не лишним было бы напомнить им историю Вашей жизни...
— Родилась я в 1926 году в славном городе Чимкенте, в семье партийного работника и медсестры. Жили, в основном, в Алма-Ате, пока отца не репрессировали в 1938 году. Больше мы его не видели. А нас с мамой, как семью «врага народа», выслали в село Коктал около города Джаркента на китайской границе. Там окончила среднюю школу. А дальше моя жизнь слилась с театром.
— Где и когда это произошло?
— Началось в школьном драмкружке. У нас был замечательный педагог и режиссер, который «заразил» меня театром. В 1943 году подала документы и прошла конкурс на актерский факультет во ВГИК, который действовал, будучи эвакуированным в Алма-Ату. На 15 мест было 900 претендентов, я прошла. Но пока ездила в село за аттестатом о среднем образовании (их вовремя не выдали из-за отсутствия бланков), ВГИК успел вернуться в Москву, а ехать за ним, оставив маму, я не могла.
— Представляю Ваше состояние — крушение надежд...
— Вот именно. Чтобы не терять время даром, там же, в Алма-Ате, поступила в Ленинградский институт советской торговли, где буквально промучилась год. Ну не мое это, и все! Забрала документы и поехала работать. В селе Дзержинское заведовала сельским клубом и еще мне, как комсомолке, поручили вести хлебную картотеку. Судьба распорядилась правильно. В Ташкенте, куда мама поехала навестить родственников, открылся театральный институт, и мама вызвала меня телеграммой. Прочитала перед приемной комиссией всего-то прозу и басню, исполнила этюд на заданную тему, и меня после первого же отборочного тура, без конкурса приняли... за характерную актрису и поставили «громовую пятерку». Четыре незабываемых года учебы, озаренных дружбой с однокурсником Петром Черемисиным...
— А что потом?
— С 1950 года работа в Ферганском драматическом театре, куда за мной приехал Петр, и мы поженились; прожили вместе 53 года. Так вот, отработав два сезона в Фергане, переехали в Алма-Ату, где получили приглашение в Театр юного зрителя (ТЮЗ). Затем — Киров, Энгельс и Орск (Россия).
— Что привело Вас в Джамбул?
— Не привело, а привела. Здесь открылся русский драматический театр. Режиссер Фаина Литвинская, которая училась с нами в институте на параллельных курсах (только она на режиссерском факультете), собирая труппу, нашла нас в Орске и в 1968 году пригласила сюда. С тех пор мы не расставались с театром и городом, ставшими нам родными.
— В одном театре 24 года — это десятки ролей. Какие из них Вам наиболее полюбились и запомнились?
— С удовольствием играла в «Недоросле» госпожу Простакову, Катрин в «Мамаше Кураж», княгиню Тугоуховскую в «Горе от ума», жену профессора в «Пощечине» Сергея Михалкова. Если роль тебе по душе, если в ней есть, что сказать людям, то она всегда будет любимой. А в те годы репертуар нашего театра был очень серьезным.
— В традиции любого театра давать новогодние спектакли для детей. Вам приходилось в них участвовать, играть сказочных героинь?
— Конечно! Правда, сказочных героев больше играл мой муж, но и я не отставала. Играла и Лису, и Снегурочку, Аленушку в «Сказке зимней ночи», в «Аленьком цветочке», в сказке «Финист — ясный сокол». Но это было в других театрах. По приезду в Джамбул мне «стукнуло» уже за 40 лет. Именно поэтому я отказалась от предложенной роли Маленькой Принцессы в «Снежной королеве». Считаю, что играть девочек в таком возрасте непозволительно. Больше не предлагали (смеется).
— Скоро Новый год, поэтому давайте продолжим эту тематику. Самые яркие впечатления — детские. Чем Вам запомнился Новый год из детских лет?
— На всю жизнь запечатлелся в памяти самый первый новогодний праздник, который официально отмечался в Советском Союзе — это был, по-моему, 1935 год... Помню, как с мамой ездили на грандиозный елочный базар в Алма-Ате на Торговой улице (ныне Гоголя). Огромные толпы радостных людей. Помню, как дома украшали купленную елочку. Фабричных игрушек тогда было мало, мы красили орехи, клеили из разноцветной бумаги цепи-гирлянды. Чувство праздника было непередаваемое.
— А как отмечали Новый год в театральных коллективах? Уверен, что это было необычно.
— Вы правы. Было всякое, но особенно запомнился феерический праздник в Кирове, где в ТЮЗе собрались коллективы всех театров города. Бурное веселье, хохот начинались от входа, оформленного как ледяная горка, а иначе никак не войти. Представляете дам в вечерних платьях, катящихся с этой горки? А пригласительные билеты с программой вечера… Чего стоит одно название праздничного «доклада»: «Что такое хиханьки, и что такое хаханьки». Затем уморительный спектакль-«капустник», похлеще нынешних КВН, бал-маскарад... Такого больше нигде не видела.
— Да, можно позавидовать. Вера Сергеевна, напоследок Ваши пожелания нашим читателям в связи с приближающимся Новым годом.
— Пусть все будут здоровы, чтобы ни у кого не было причин для горести и слез. И давайте любить по-настоящему свою страну и свой город!
— Спасибо за встречу и рассказ. Здоровья Вам и долголетия!