Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 22 июл, 11:01

Преимущества системы обязательного социального медицинского страхования

С 1 января 2020 года в стране начнет работать система обязательного социального медицинского страхования. ОСМС коснется каждого, поэтому самое время разобраться в том, что такое медстрахование, чем оно выгодно и какие дает возможности. Внедрение ОСМС преследует прежде всего улучшение качества и доступности медицинской помощи. Ключевая роль при внедрении ОСМС отводится первичной медико-санитарной помощи или организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь. 

Что необходимо сделать, чтобы медицинская помощь была доступна каждому гражданину в полном объеме?

Первое – необходимо определить свой статус. 

Проверить свой социальный статус можно на портале egov.kz. Все, что для этого требуется, - указать свой ИИН и получить сообщение с одним из социальных статусов: "Работающий", "Получатель социальных выплат", "Дети до 18 лет", "Зарегистрированные самозанятые" или "Статус не определен".

Если ваш статус не определен, это нужно исправить. 

Если вы - безработный, то нужно встать на учет, обратившись в цон, центр занятости или акимат.

Если вы заняты в неформальном секторе экономики, то нужно зарегистрироваться как ИП или начать платить Единый совокупный платеж (ЕСП).

Второе – необходимо прикрепиться к поликлинике.

Прикрепиться к поликлинике можно по месту постоянного или временного проживания и выбрать поликлинику в пределах одной административно-территориальной единицы (села, поселка, города, района в городе областного значения, городах республиканского значения, столице). Также вы можете выбрать врача общей практики или участкового врача в поликлинике по месту прикрепления. Поликлиника может быть как государственная, так и частная, которая заключила договор с Фондом медстрахования на оказание первичной медико-санитарной помощи.

Что изменится с внедрением ОСМС?

Правительство Республики Казахстан утвердило перечни медицинских услуг, которые будут оказываться со следующего года в системе обязательного медицинского страхования и в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ОСМС и ГОБМП). Разница между этими двумя пакетами заключается в следующем: пакет ГОБМП станет минимальным социальным стандартом для всего населения и будет включать в себя помощь при экстренных и неотложных состояниях, всеобщий охват первичной медико-санитарной помощью и контроль над заболеваниями, значимыми для всего общества. Пакет ОСМС охватит остальной перечень медпомощи, направленной на улучшение качества жизни каждого застрахованного и здоровье будущего поколения казахстанцев.

Дополнительные расходы на медпомощь будут направлены на:
- на первичную медико-санитарную помощь. Рост объемов финансирования составит от 40 до 50 процентов:
- подушевые нормативы амбулаторно-поликлинической и скорой помощи.

Что такое подушевой норматив? Это деньги, выделяемые на каждого прикрепленного к поликлинике пациента вне зависимости от того, как часто он обращается за помощью и какой объем помощи в денежном выражении ему оказывают. Расходы на обслуживание в поликлинике вырастут примерно на 30 процентов, на вызовы скорой помощи - на 24 процента. На консультативно-диагностические услуги финансирование увеличится в пять раз.

Услуги на стационарную и стационарозамещающую помощь, включая высокотехнологичные медуслуги, вырастут на 25 процентов, на реабилитацию и восстановительное лечение для застрахованных - в 2,5 раза.

Осуществляется повышение тарифов на заработную плату медработникам и медицинские услуги.
 
Будет усилен контроль за качеством медицинской помощи в интересах пациента. У Фонда есть полномочия следить за качеством и объемом медпомощи в рамках госзаказа. Контролю подлежат все поставщики медуслуг, будь то госорганизация или частная клиника.
 
Мониторинг осуществляется и в автоматизированных системах, и при посещении медучреждений. По итогам мониторинга Фонд за нарушения оказания медпомощи снял в прошлом году 6,6 миллиарда тенге за 494 тысячи дефектов по стране, в Жамбылской области выявлены дефекты на сумму более 300 миллионов тенге.

С начала 2019 года население области в рамках госзаказа обслуживали 88 медицинских организаций, 49 из которых - частные. По результатам мониторинга качества и объема медицинских услуг по итогам пяти месяцев выявлены 25599 дефектов на общую сумму 109 миллионов 368 тысяч тенге.

Что предусматривает развитие мониторинга качества медуслуг? Для нас важна оценка пациентов. Такую картину помогут составить опросы и рассмотрения жалоб и обращений населения. Второй аспект - оплата услуг поставщиков по результатам их деятельности.

Только тесное взаимодействие с пациентами поможет нам ускорить процесс повышения качества медицинских услуг.

Мавлюда БОКАЕВА, директор филиала по Жамбылской области НАО «Фонд социального медицинского страхования»