Встречая очередной профессиональный праздник, журналисты нашего города всегда вспоминают тех своих коллег, которых навсегда потеряли за минувший год.
Этот список для нас велик – Шерхан Муртаза, патриарх казахстанской журналистики, юная и талантливая Альфия Мингазова - эта 22-летняя девушка завоевала сердца казахстанцев своей несокрушимой волей к жизни и стойкостью в борьбе с раком, который все-таки ее одолел… И Максат Салыков, один из первых беззаветных энтузиастов нашего областного телевидения. С каждым их них ушел и кусочек творческой истории региона.
Пройти по жизни не кланяясь
Биография этого человека богата и плодотворна. Шерхан Муртаза - Народный писатель Казахстана. Родился будущий журналист и писатель 28 сентября 1932 года. В далеком 1950 году молодой Шерхан поступил в Московский полиграфический институт. Через три года редакционно-издательский факультет, где он учился, стал одним из отделений факультета журналистики МГУ. Именно тогда юный Муртаза впервые решил попробовать себя в качестве переводчика. Это благодаря ему казахский читатель еще в первой половине 50-х узнал «Старика Хоттабыча» и башкирского классика Мустая Карима.
Вернувшись в 1955 году с дипломом редактора политической и художественной литературы, он устроился на работу в Казахское государственное издательство, которое сейчас носит название «Жазушы». Здесь Муртаза проработал недолго. Целыми днями приходилось просиживать за редактированием чужих текстов, эта работа казалась ему и нудной, и скучной . Друзья посоветовали пойти литсотрудником в «Лениншыл жас». Республиканская молодежка встретила выпускника МГУ доброжелательно. Вскоре он стал ее собкором по Карагандинской и Акмолинской областям, а через три года вернулся в Алма-Ату заместителем главного редактора этой газеты. Затем была недолгая работа в качестве собкора газеты «Социалистik Казакстан» (ныне «Егемен Казакстан») по Кустанайской области. В 1963 году Шерхан Муртаза по рекомендации ЦК ЛКСМ Казахстана был назначен главным редактором «Лениншыл жас». С той поры он сменил не одно редакторское кресло; после «Лениншыл жас» были литературно-художественные журналы «Жалын», «Жулдыз», газеты «Казак адебиетi», «Социалистiк Казакстан»… Тираж «Лениншыл жас», когда Муртаза пришел туда редактором, составлял всего 40 тысяч, потом он вырос почти в четыре раза.
Муртаза всегда был уверен, что популярность и востребованность любого печатного издания зависит, во-первых, от того, насколько редактор сможет приблизить газету к народу, а во-вторых, от того, как умеет подбирать талантливые кадры. Что касается последнего, то, по его собственным словам, он собирал их со всего Казахстана. Последней газетой, которую возглавлял Муртаза, была «Социалистik Казакстан». В 1992-м Муртазу перевели работать, по его словам, «в огонь и пламя» — председателем республиканской телерадиокомпании.
— Я летел по жизни на двух крыльях, — говорил он. — Это занятия журналистикой и писательство. Все, что пережил, я отразил в своих произведениях. А начинал когда-то с переводов. Очень горжусь тем, что перевел на казахский всего Чингиза Айтматова.
Из всех своих произведений особняком Муртаза ставил «Красную стрелу», посвященную жизни и деятельности Турара Рыскулова, первого казахского государственного деятеля, ставшего известным за пределами республики. Своим взглядам Шерхан Муртаза не изменял никогда. Его имя навсегда вошло в золотой список авторов Республики Казахстан.
Когда слезы не дают говорить…
С корреспондентом телеканала «77 TV» Альфией Мингазовой мы простились в феврале нынешнего года.
На втором курсе отделения журналистики ТарГУ Альфия пришла на практику в газету «Жамбыл-Тараз» и буквально сразу же продемонстрировала задатки настоящего журналиста. Это и умение найти и вычленить в потоке информации главную тему, четко и ясно изложить факты и собственную позицию, прекрасно использовать особенности русского языка. В газете ей понравилось, но, как это часто бывает в юности, притяжение телевидения оказалось сильнее. Обладая яркой красотой в сочетании с природным талантом, Альфия быстро стала известной телеведущей и в регионе, и в Казахстане. Казалось, перед ней открыты почти сказочные перспективы…
В декабре 2016 года, на журналистской тусовке, я огорчился, увидев, как работа измотала мою бывшую практикантку.
– Ты себя заездила, отдохни!
Она ответила:
-Вы же сами говорили, что «на ТВ нельзя работать, на ТВ нужно жить!» Отдохну позже!»
О себе Альфия говорила: "Я криминальный журналист. У меня раньше была своя телепередача. Всегда хотела понять и выслушать настоящих преступников. Освещала социальные темы, проводила опросы, общалась с таразцами, помогала собирать деньги на лечение детей, в поисках пропавших". А в начале 2017-го после обследования Альфия узнала, что ее диагноз – лейкоз. С чего вдруг свалилась эта напасть на энергичную и спортивную девушку, никто и никогда не сможет объяснить.
Так началась ее борьба за право жить, та самая война с беспощадной болезнью, которая пришла незваной и вцепилась в свою жертву насмерть. Но Альфия не стала сдаваться. Ее подвиг в этой борьбе не переоценить.
Теперь Альфия продолжала самый важный в своей жизни репортаж. Она не только боролась сама, но и давала надежду тем, кто пал духом, услышав диагноз «рак»:
«Рак – не страшное слово. Сейчас он у каждого второго. Бояться эту дрянь не нужно. Просто еще нет чудо-таблетки и профилактики. Но это не значит, что его победить нельзя. Все в твоих руках. Легче всего скатиться в депрессию и опустить руки. Работать мало кто хочет. Борись до конца. Пробуй все. И не забывай смеяться. Рак не любит смех. Я люблю своих врачей. В первый раз они спасли мне жизнь. Но, к сожалению, у нас в Казахстане нет реабилитационного центра после трансплантации костного мозга. А выхаживать пациентов – очень важно. У нас многие уезжают, потому что не доверяют врачам. Есть на то причины. У некоторых докторов просто не горят глаза, и пациент ему не верит. Я сейчас тоже хочу уехать, так как вариантов лечения у меня немного. Я хочу попробовать все методы. Жизнь у меня одна. И я буду рассматривать все варианты».
За два года лечения Альфия прошла несколько курсов химиотерапии, 11 пункций костного мозга, трансплантацию и другие тяжелейшие процедуры. После нескольких месяцев мы поверили, что болезнь отступила.
«…Теперь я ценю жизнь эту в тысячу раз больше. Когда выздоровлю, меня ждут большие дела. Ибо второй и третий раз рождаются не для того, чтобы прожить простую, обыкновенную жизнь. Значит, я нужна для чего-то. Я это чувствую. Я этого хочу. Я не могу умереть. И пусть рак думает, что я должна болеть. У меня другие планы и цели. И он в них никак не входит…»
Болезнь опять вернулась. За Альфию переживал весь Тараз. Казалось, где-то в другой стране найдутся и чудо-лекарства, и чудо-доктора, которые смогут переломить ситуацию. Да и не может такая девушка уйти в каких-то 22 года!
Она сражалась до конца, ни разу не сдав позиции. И пала смертью героя в этой беспощадной битве. При этом до последнего дыхания оставаясь журналистом, оставив всем нам яркий пример своего подвига. Бесценный опыт психологической самопомощи – ее двухгодовой репортаж на грани жизни и смерти - сделал ее бессмертной. Ибо пока человека помнят, он жив, на каком бы свете не находился.
Максат, ты жив!
- «Осень. Природа отмечает очередной этап круговерти жизни, осыпая землю ярким шашу…» - это текст из документального фильма «Кольцо небесных троп» о развитии экотуризма в Жамбылской области журналиста Елены Ефимовой. Его озвучил в 2011 году мой коллега Максат Салыков. Тогда, когда речь зашла о дикторе, одинаково владеющим государственным и русским языками, сразу вспомнился Максат, с которым мы познакомились еще в 1990-м году, когда в Джамбул-Жамбыл вернулось областное телевидение. Узнав, что фильм рассказывает о природе родного края, красоте горных ландшафтов и путешествиях, он согласился работать с ним не раздумывая. И был рад, когда «Кольцо небесных троп» заняло призовое место на междунароном конкурсе экологической журналистики.
Максат Салыков родился в сентябре 1957 года. Природа щедро одарила его разными талантами - он стал музыкантом, входил в состав первых в регионе вокально- инструментальных ансамблей, затем работал в Жамбылской областной филармонии. И наконец, он получил приглашение работать в качестве звукорежиссера на Жамбылское областное телевидение. Очень любил казахские народные песни и с удовольствием их исполнял как в эфире, так и во время различных праздничных мероприятий.
Будучи человеком увлеченным, Максат Салыков занялся обслуживанием телевизионного оборудования и освоил профессию техника передвижной телевизионной станции, затем стал студийным телеоператором. Профессиональный список постоянно пополнялся: оператор монтажа, режиссер эфира, кроме того, он более четырех лет проработал диктором на ТВ, причем вел новости как на казахском, так и на русском языках. Типичная его черта – учиться новому, не забывая старого.
- Мои друзья и коллеги всегда шутят, дескать, ты, Максат, на Жамбылском областном телевидении не работал только охранником и директором, на всех других должностях себя попробовал реализовать. Да, я прошел путь от ассистента по звуку, оператора и диктора до главного режиссера. Мне всегда было интересно научиться чему-то новому. В этой жизни нужно все попробовать! - говорил он.
В общей сложности Максат Салыков проработал на Жамбылском областном телевидении порядка 20 лет. В начале нового века он одним из первых освоил компьютерный монтаж и производство видеографики. Он был профессионалом с большой буквы и любую работу всегда доводил до конца. При этом никогда не делал секретов из своих достижений и охотно делился знаниями с коллегами.
Последним местом работы Максата Салыкова стал республиканский телеканал «Ел Арна», где он занимался производством документальных фильмов и тематических программ. В 2018 году Максат Салыков за вклад в развитие отечественного телерадиовещания был награжден почетным знаком телеканала «Казахстан – 60 лет». Он ушел от нас на 62-ом году жизни – просто остановилось сердце. Типичная, увы, судьба для журналиста и вообще творческого человека. А нам осталась память о том, сколько всего успел сделать и создать Максат…
Юрий ЕФИМОВ