Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 27 июн, 14:46

«Чистый город»: проект или мечта?


Городские власти уделяют особое внимание своевременному и полному окончанию работ на коммуникациях Тараза.

В городском Доме культуры состоялось масштабное заседание под председательством акима областного центра Каната Досаева. В заседании участвовал руководитель департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по Жамбылской области Равиль Тюлебаев. В зале собрались руководители и представители всех городских коммунальных предприятий, местной полицейской службы, улькомы, журналисты. Перечень тем оказался большим, и все они были злободневными. 

В частности, участникам встречи был зачитан обширный доклад и продемонстрирован диафильм о наиболее проблемных аспектах нынешнего лета в городе. В порядке ответов на вопросы акима «узкие места» распределились следующим образом. В летний период сразу букет несчастий выдает система вывоза (вернее – НЕ-вывоза) бытового мусора с контейнерных площадок. В жару горы объедков, огрызков и прочих пищевых отходов создают вокруг зону нестерпимой вони, да еще служат кормовой базой для бродячих животных и крыс. Сами представители предприятий, занимающихся вывозом твердых бытовых отходов (ТБО), утверждают, что делают все, что в их силах. Но многие жители, особенно в частном секторе, не желают платить даже по сто тенге в месяц с человека, а свои отходы хозяйства носят на «бесплатные» контейнерные площадки, от чего те постоянно переполнены. Некоторые жители вываливают возле контейнеров целые груды строительного мусора и прочих отходов. Теоретически за такие деяния положены большие штрафы, задержать таких нарушителей может только полиция. Аким предложил активным жителям снимать происходящие безобразия подручными средствами и передавать записи в полицию. А также пообещал в наиболее проблемных местах установить видеокамеры. Тогда оштрафовать любителей не платить за бытовой мусор – станет делом техники. Но беда еще и в том, что сами жители за вывоз мусора платят нерегулярно.

- У меня на Химпоселке 4300 абонентов, а долгов за ними за вывоз мусора – 17 миллионов тенге, - рассказала директор ТОО «Султенказы» Тамара Бекбауова. – Хотя мусор с площадок мы вывозим ежедневно! И никакой управы нет на тех, кто мусор выносит, а договор на вывоз не заключает. 

Когда отзвучали все мнения и предложения, Кайрат Досаев подытожил:
— Мною будут проверены графики, тарифы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Нужно объективно взглянуть на ситуацию, а чтобы ее изменить, следует привлечь КСК, депутатов, горожан. Изменения должны начаться с каждого из нас.
Был поднят и вопрос о ремонте уличного покрытия.

— В этом году на асфальтирование дорог выделены два миллиарда 100 миллионов тенге, тогда как в прошлом году выделялось всего 500 миллионов тенге. Так что на ремонт улиц денег хватит, — обнадежил аким города. – В этом году мы отремонтируем 148 улиц и переулков, восстановим 36 тротуаров протяженностью 15,8 километра. Особое внимание уделено участкам возле социально значимых объектов – школ, детских садов, поликлиник.

Рафига Латыпова, председатель КСК «Солнечный», попросила акима города решить простой, но важный вопрос с установкой щита с обозначением поворота на поселок Солнечный. Этот поворот теряется в Дунгановке среди подобных, что создает проблемы при вызове «скорой» и прочих экстренных служб. Аким пообещал уделить решению данной проблемы личное внимание.

Еще одна криминально-гражданская тема для Тараза – массовые кражи люков. Колодцев в городе, как сообщил Канат Досаев, насчитывается порядка 40 тысяч штук, только ГКП «Тараз-су» имеет их на балансе более восьми тысяч. Зато у водников их и воруют в год до двух тысяч штук! «Почетное» второе место, как жертвы кражи люков на лом, занимают ЖПФ АО «КазТрансГаз Аймак» и ГКП «ТаразТрансЭнерго». В открытые люки падают люди и теряют подвески машины. Сами коммунальщики корнем беды видят бесконтрольность действий пунктов по приему лома, куда можно круглосуточно сдать что угодно без всяких документов. Когда-то акимат и городские предприятия проводили по пунктам рейды и находили запрещенные к приему и люки, и другое оборудование, но никто не смог предпринять никаких мер к нарушителям. И если уж зашла речь о колодцах и люках, нельзя не упомянуть и еще один аспект проблемы. На балансе «Тараз-су» более двух тысяч пожарных гидрантов требуют ремонта и замены. На это из городского бюджета предприятию было решено выделить 40 миллионов тенге, но полгода уже прошли, а обещанных средств так и нет. А что такое возникший очаг пожара возле неисправного гидранта? Игра в русскую рулетку – погибнет кто-то или нет?

Аким сообщил, что ситуация с кражами люков настолько вышла из-под контроля, что в городе возобновили практику 90-х годов прошлого века, то есть люки начали заваривать! Открыть их после этого трудно самим эксплантатам, но, по крайней мере, украсть такие люки труднее. 

Еще одна проблема сезона – земляные работы, что ведут коммунальные предприятия по всему городу на проезжих частях дорог. С одной стороны, хорошо, что эти работы ведутся, ведь в Таразе и водные, и газовые, и тепловые сети изношены зачастую до предела. С другой стороны, затруднен проезд по многим улицам, да и открытые траншеи представляют собой определенную опасность для людей. В этом смысле наиболее безопасны работы, проводимые по модернизации городских газовых магистралей ЖПФ АО КТГА. Прокладывая траншеи под полиэтиленовые газопроводы, строители после укладки труб засыпают их в тот же день. Что до восстановления асфальтового покрытия, то аким сообщил, что эта тема будет обсуждаться на отдельном заседании в расширенном составе. Во всяком случае, в прошлом году газовики проложили 67 километров подземных газопроводов и повсюду восстановили покрытие. В этом году им предстоит проложить 37 километров (24 – уже проложены). 

Много вопросов задали исполняющему обязанности директора ГКП «ТаразТрансЭнерго» Жаксылыку Жогибаеву. По представленным данным, ТТЭ эксплуатирует 188,848 километра тепловых сетей, в том числе – 149,5 – внутриквартальных, общий износ которых превышает 62 процента. Во время предремонтной опрессовки выявлены 44 порыва. Летом предстоит заменить 3138 метров теплотрасс (выполнение – 13 процентов). За счет собственных средств на 2019 год утверждена инвестиционная программа в объеме 54,6 миллиона тенге. В этом году запланировано завершение в рамках программы «Нурлы жол» переходящих объектов теплотрасс общей протяженностью 9,3 километра на сумму 7,6 миллиарда тенге. При начале реконструкции магистралей от горячего водоснабжения отключены 123 многоэтажных жилых дома. С первого мая по девятое июня горячую воду получали 610 многоэтажек. На вопрос, нельзя ли вести работы по замене магистралей поэтапно, завершая каждый отрезок проверкой и вводом в эксплуатацию, Ж. Жогибаев ответил, что технически это возможно, но при больших объемах работ их существенно замедлит. Тогда сети не удастся заменить до зимы – а это неприемлемо.

Отдельная тема, что заинтересовала председателей КСК и старших по домам – ситуация с установкой и эксплуатацией общедомовых приборов учета тепла и горячей воды (ОДПУ). Как сообщил Жаксылык Жогибаев, общая потребность города в ОДПУ составляет 939 штук, установлены - 736. Из третьей партии в 435 приборов установлены 232. В данный момент работы по установке приборов приостановлены на неопределенный срок из-за отказа подрядчика – ТОО «Казпромэлектросервис» - выполнять свои обязанности. ТТЭ сейчас судится с подрядчиком, поэтому желающие установить ОДПУ могут обращаться в другие специализированные фирмы – эта услуга находится в конкурентной среде. Директор напомнил, что гарантированный срок работы прибора учета - 12 лет. Жители же не хотят, чтобы ОДПУ устанавливали «частники», сегодня они есть и собирают деньги, а завтра – ищи ветра в поле… Так что некоторые вопросы остались открытыми.

Затем слово вновь взяли представители уличных комитетов со своими просьбами и пожеланиями. Например, жители района за линией просят возвести настоящие автобусные остановки по улицам Прманова, Ишина и прочих, где сейчас ждать автобуса приходится на мучительной жаре, а осенью – под дождем и снегом. Ни о каких скамейках и речи нет… Также жителям хотелось бы восстановления льгот на проезд в общественном транспорте, в том числе для студентов. Но тут все упирается в возможности и без того дотационного бюджета. 

Задач, как видим, у городской власти много. Но по-прежнему многое зависит и от самих жителей.

Юрий ЕФИМОВ, фото автора