Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 26 ноя, 11:02

Не скрывая проблем

Школа в зеркале статистики...
Как явствует из предоставленной информации, в Таразе действуют 102 организации образования, в том числе 58 общеобразовательных школ (из них 53 средних), одна вечерняя и четыре начальных, в которых обучаются 57 845 учащихся. Дошкольное образование представлено 62 государственными учреждениями (40 детсадами и 22 мини-центрами) и 20 частными, в том числе 16 детсадами и четырьмя мини-центрами, которые посещают 16 500 детей в возрасте от одного года до шести лет. Работают три учреждения дополнительного образования.

К началу 2014-2015 учебного года проведен капитальный ремонт детских садов №4 и №10, средней школы №42. Текущий ремонт проводился в 30 школах и 17 детских дошкольных учреждениях. Улучшается оснащение школ. Приобретено комплектное оборудование для 10 кабинетов химии новой модификации, 12 кабинетов биологии, девяти кабинетов физики и такого же количества лингафонно-мультимедийных кабинетов. Общие затраты составили 196,28 миллиона тенге. Еще на 104 миллиона тенге из местного бюджета для школ приобретено 800 компьютеров, в результате нагрузка на один компьютер снизилась с 19 до 14 учащихся. В 12 школах установлены системы видеонаблюдения, теперь их имеют все городские школы, в 23-х открыты зубоврачебные кабинеты. Все это безусловные плюсы, но есть и застарелые «узкие места».

Как одну из самых больших проблем Г. Заурбекова обозначила проведение капитального ремонта зданий больших школ на тысячу и более мест, построенных еще в 70-ые годы прошлого века. Все они давно нуждаются в капитальном ремонте, причем с обязательным сейсмоусилением, с 90-ых годов такого ремонта не было. Требуются огромные затраты, естественно, средства будут выделяться не сразу, но время не ждет — это уже вопрос безопасности школьных коллективов. Другая застарелая и постоянная «головная боль» — обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях всех нуждающихся. По словам начальника горОО, на сегодняшний день количество очередников в возрасте до шести лет составляет 23 120 детей. В соответствии с программой «Балапан» за 10 месяцев текущего года в детских садах и мини-центрах предоставлено 945 мест из 1500 запланированных, и по сравнению с 2013 годом показатель охвата детей вырос почти на три процента, но очевидно, что темпы необходимо ускорять для полного решения проблемы. Для этого количество дошкольных учреждений, как минимум, должно удвоиться.

... и в социальном портрете
— Ежегодно мы обновляем социальный портрет наших школ и видим следующую картину. Из сидящих за партами в 58 школах учащихся 7244 — из многодетных семей, 6068 — из малообеспеченных, 219 детей — из 139 неблагополучных семей. В неполных семьях живет 7261 ребенок, из них 6337 воспитываются только матерью, 924 — только отцом. Я думаю, особые комментарии по этому поводу излишни, — доверительно обратилась к присутствующим Гулзия Расылхановна. — Исходя из такой реальной ситуации работает аппарат отдела образования, трудятся социальные педагоги, школьные психологи, все педагогические коллективы, оказывая обездоленным детям необходимую коррекционную, психологическую и иную помощь. В ходе ежегодной акции «Дорога в школу» мы материально помогаем детям из названных выше категорий семей за счет средств фонда всеобуча, что не всегда возможно, так как он составляет 3,4 процента от суммы на образование в городе (по области этот показатель 2,6 процента). Спасибо благотворителям. Перед началом текущего учебного года от них бескорыстную помощь получили 6902 учащихся на сумму более 67,7 миллиона тенге. Я уверена, что после приведенных примеров вы по-иному будете смотреть и на школу, и на роль учителя в ней. О недочетах в работе можно говорить много и бесконечно, однако понятия «школа», «учитель» относятся к оптимистическим.
 
Говоря о кадровых проблемах, она отметила переизбыток учителей начальной школы и острую нехватку математиков, физиков, химиков, ведущих преподавание на русском языке, в то время как от гуманитарного уклона школа ныне переориентирована на технический. Все школы города полностью укомплектованы кадрами, но многие из них — специалисты предпенсионного и пенсионного возраста. Им нужна замена, требуется омоложение кадров, для чего Таразский государственный пединститут должен увеличить выпуск учителей именно по дефицитным ныне специальностям.

Отвечая на вопрос о судьбе таких особо важных государственных социальных объектов, как областной центр по проведению школьных олимпиад и внешкольной работы, городской центр внешкольной работы и детского творчества, загородных детских оздоровительных лагерей «Болашак» и «Рауан», каким-то образом попавших в список приватизации, начальник горОО Гулзия Заурбекова сообщила: в результате ее конкретной работы с депутатами областного маслихата и их поддержки, многочисленных писем населения в компетентные органы приватизация этих объектов приостановлена, вопрос изучается прокуратурой.