Указанные различия отражаются и на характере проявления причины возникновения пожара, его динамике и последствиях. В зимний период в результате контакта с влагой и солью самое уязвимое место в машине — электропроводка. Она может «коротнуть» в любой момент.
Следует помнить, что пожар часто бывает скрытым и затяжным: электропроводка долго тлеет, пока огонь не доберется до топливопровода или других источников возгорания. Как правило, это любые легковоспламеняющиеся детали или даже обычная тряпка для чистки щупа — после проверки уровня масла многие водители оставляют ее под капотом.
Наибольшее количество пожаров связано с автомобилями, находящимися в личном пользовании. С наступлением холодов учащаются случаи возгорания автомобилей из-за подключения к электросети автомобиля дополнительной нагрузки, на которую она не рассчитана. Некоторые умельцы «запитывают» к сети освещения машины мощные сабвуферы. В результате сила тока на определенном участке проводника возрастает, и он начинает нагреваться. Это и есть перегрузка: в «слабом» месте проводки возникает повышенный нагрев проводника с последующим коротким замыканием, которое приводит к возгоранию автомобиля.
За истекший период 2014 года на территории Жамбылской области огнем поврежден 101 автомобиль (в 2013 году — 102). Основная причина пожаров - короткое замыкание электропроводки и электрооборудования , неисправность топливной системы, а также неосторожное обращение с огнем.
Так, например, 20 октября в Шуском районе произошло возгорание легкового автомобиля Audi-80. Причина пожара — короткое замыкание электропроводов. На следующий день в городе Таразе во дворе автостоянки по улице Паровозной загорелся автомобиль Land Cruiser Prado. В результате пожара поврежден моторный отсек. Причина — также короткое замыкание электропроводов. Материальный ущерб составил два миллиона тенге.
В целях предотвращения пожаров и улучшения противопожарного состояния автотранспортных средств при проведении технических осмотров рекомендуется особое внимание обратить на следующие вопросы:
• герметичность соединения системы питания;
• надежность крепления электропроводки к элементам кузова и приборного щитка;
• правильность установки дополнительного электрооборудования, блока электронного зажигания, противотуманных фар, дополнительных сигналов и прочего;
• наличие исправного огнетушителя;
• при установке дополнительного электрооборудования использовать отдельные провода с нужным сечением, не забывая про предохранители;
• периодически контролировать, нет ли подтеканий под капотом, целы ли патрубки.
В помещениях автостоянок, гаражах не допускать:
• отстоя машин с течью топливных баков, топливопроводов, карбюраторов, а также с неотключенными системами электроснабжения;
• соединения электропровода без пайки или опрессовки;
• покраску автомобилей, заправку и установку в количествах, превышающих норму;
• промывания деталей легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;
• ремонтные работы с применением открытого огня.
Е. АДИЛОВ,
старший инженер отдела ДЧС Жамбылской области