Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.59 +0.04389.99 -1.18332.7 -0.21
Статьи 26 ноя, 09:55

Почему запрещена реклама лекарств?

Фармацевтическая промышленность играет важную роль в разработке, производстве и распространении лекарств. Однако существует противоречие между усиленным стимулированием продаж на фармацевтическом рынке и заботой о здоровье пациентов.

Продвижение и активная реклама существенно влияют на назначение и использование лекарств, чаще всего негативно отражаясь как на стоимости, так и на качестве помощи. Во многих странах есть законы, регулирующие продвижение лекарств. Производителям в целом запрещено представлять ложную или вводящую в заблуждение информацию или продвигать лекарства по неразрешенным показаниям. Влияние продвижения на использование лекарственных средств является проблемой особенно тогда, когда выбор в пользу препарата делает не медицинский работник, а сам человек, доверяя рекламе. Это особенно опасно, если лекарство используется тогда, когда оно не нужно или неправильно (например, в неверной дозе, или не тому пациенту, которому предназначено).

Всемирной Организацией Здравоохранения разработаны Этические Критерии Продвижения Лекарств. Особую озабоченность вызывает реклама антибиотиков, так как их чрезмерное использование может привести к резистентности и снизить пользу от их применения.

Если рецептурное лекарство рекламируется по телевизору, любой человек может просто купить его, как, например, разрекламированную зубную пасту. Увидевший рекламу должен обратиться к врачу за рецептом. Не стоит забывать, что фармацевтическая индустрия — это прежде всего бизнес. Широкая реклама может привести к нерациональному назначению и чрезмерному использованию лекарств. Это, в свою очередь, приводит к увеличению риска побочных эффектов.

По данным социологического исследования, проведенного лекарственным информационно-аналитическим центром в 2013 году, почти каждый второй гражданин Казахстана принимает препараты самостоятельно, без назначения врача, руководствуясь рекламой на ТВ и в печатных изданиях (42 процента). Не исключено, что среди рекламируемых лекарств существуют и такие, которые действительно способны помочь от определенных болезней. Но определять, нужен ли данный препарат конкретному пациенту или нет, может исключительно специалист в области здравоохранения.

В Казахстане с ноября 2014 года вступил в силу запрет на рекламу лекарственных препаратов в средствах массовой информации. Она будет доступна только на страницах специализированных журналов, периодических изданий, публикующих медицинские статьи и монографии.

В целях обеспечения населения и медицинских работников объективной и качественной информацией о лекарственных средствах в 2009 году Министерством здравоохранения РК создан лекарственный информационно-аналитический центр. Основная его цель — содействие рациональному использованию лекарственных средств посредством донесения до населения, фармацевтов и медицинских работников объективной и достоверной информации о правильном применении лекарственных средств, развитие формулярной системы, предоставление ответов на запросы по телефонам Call-службы, развитие солидарной ответственности граждан за свое здоровье.

В функции центра входят также предоставление информации по вопросам бесплатного обеспечения лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, повышение грамотности населения по наиболее распространенным патологиям и применению препаратов, возможным побочным действиям.

В Казахстане только за пять месяцев 2014 года более 15 000 человек получили консультации о правильном применении лекарственных средств по телефону бесплатной Call-службы 8 800 080 88 87, по г.Таразу — 43-52-42 а также получили ответы на вопросы на официальном сайте www.druginfo.kz.

Уважаемые казахстанцы, будьте ответственны, не применяйте лекарственные средства без назначения врача! Помните, только врач способен определить необходимость приема того или иного лекарства.

 

Лекарственный информационно-аналитический центр МЗ РК