Круглый стол на тему проблем с кражей металла прошел в довольно необычном месте – поминальном зале кладбищенского комплекса «Зеленый ковер».
Дело в том, что буквально в последние несколько недель на кладбище произошла целая серия разграблений памятников. Участниками встречи стали представители городского акимата, общественности, этнокультурных объединений, полиции, журналисты.
Вандалы – охотники за металлом - никогда не переводились в этих краях, работники места последнего упокоения горожан ловят каждый год десятки воришек. Тут ломают оградки, снимают цепи, в последнее время ломами и прочим инструментом выламывают могильные камни, чтобы добыть побольше металла, например, даже арматуру. Как сообщил директор кладбища Кадырхан Абдуллаев, в этом году за короткий срок разграблены 16 надмогильных памятников.
- Дело не только в том, что происходят эти грабежи, - взволнованно рассказал директор кладбища, - дело еще в том, как ко всему происходящему относится полиция. Вот посмотрите сами - мы представили десятки фотографий тех, кто был задержан на кладбище с украденным металлом. Хочу отметить, как за последние два-три года изменился контингент наших грабителей. Если еще недавно основное число из них представляли собой элементы бомжеского вида, то сейчас это вполне приличные с виду мужчины, которые в кражах используют и технические средства. Вот, например, мужчина, задержанный нами, использовал скутер, были случаи, когда использовались и мотоциклы, и автомобили. При этом тот самый товарищ на скутере во время задержания бросился на меня с ножом, и лишь мужество наших сотрудников позволило его обезоружить. Но как только происходит задержание, начинается сущая фантасмагория. Задержанного на скутере полиция отправляет своим ходом в заводской РОВД … своим ходом! Сопровождается следующими словами: «Езжай в отдел полиции, мы скоро подъедем. Как приедешь, напиши заявление на директора кладбища, жалобу, что при задержании к тебе применили силу». То есть получается, что такого преступника мы должны отыскать, задержать, доставить, после чего его благополучно полиция отпускает на волю. По данному поводу мы обращались в прокуратуру, но, судя по ответу оттуда, никто не понес даже административного наказания. Пришел ответ следующего характера: «Как показала экспертиза, награбленного металла на 20 000 тенге недостаточно для возбуждения уголовного дела». Впрочем, сами участники круглого стола пришли к выводу, что вешать всех собак на полицию несправедливо. Дело в том, что в подражание Европе, в Казахстане в последние годы продолжается политика гуманизации по отношению к лицам, совершившим преступления. Внешне все обстоит чрезвычайно благополучно: сокращаются сроки уже имеющимся «сидельцам», повышается порог стоимости украденного, после которого наступает тюремное заключение, количество заключенных в Казахстане сокращается не год от года, а месяц от месяца.
Присутствовавший на встрече настоятель Покровского храма, что на Сахпоселке, отец Димитрий оценил сложившуюся ситуацию как «гуманизацию для преступников и дегуманизацию для законопослушных граждан».
Много говорилось о том, что главный источник бед в данной конкретной ситуации - это полная бесконтрольность деятельности пунктов по приему лома. Данная тема поднимается в разном составе уже более десяти лет, но никаких подвижек, на фоне происходящего вандализма, совершенно не происходит. Единственным выходом может быть только полный отказ от частного бизнеса в этой отрасли, поскольку присутствующие вспоминали о том, как работники пунктов сбора лома поделились своим опытом. При погрузке весь запрещенный, то есть украденный где-то лом, обычно укладывается в вагон снизу, и таким образом вне глаз наблюдающих, если они есть, оказываются и украденные канализационные люки, и рельсы, и другие детали железнодорожного полотна, а также цепи и детали могил. Список можно продолжать до бесконечности. На пунктах приема лома сейчас не скрывают, что они принимают украденное, но никого абсолютно данный вопрос не интересует.
Немало вопросов у участников круглого стола было к представителям прокуратуры и юстиции, однако, в отличие от полицейских и городского акимата, их представители на круглый стол не посчитали нужным прийти.
Еще один вопрос, который тоже можно было бы задать прокуратуре, озвучил Заир Юлдашев, председатель объединения юридических лиц «Гражданский Альянс». Он напомнил, что в Уголовном кодексе Республики Казахстан есть статья 294, и приказом номер 186 от 12 июля 2018 года штраф за вандализм составляет 300 МРП, или 757 тысяч тенге, а также исправительные работы до 240 часов и арест на 75 суток. Причем, по статье 80 Уголовного кодекса РК уголовная ответственность наступает с 14 лет. То есть теоретически наказать грабителей могил можно, но этого никто не делает. Кроме того, существует еще одна более специализированная статья Уголовного кодекса № 314, где говорится о целенаправленном разрушении надмогильных памятников. В данном случае речь идет о полновесном сроке до семи лет тюрьмы. Но, похоже, происходящая в республике гуманизация уголовной сферы сделала эти статьи неактуальными, несмотря на возмущение граждан.
Еще одна проблема, о которой рассказал Кадырхан Абдуллаев, заключается в том, что при грабеже могил сотрудникам кладбища необходимо найти пострадавших, то есть родственников. Тем не менее огромное количество могил на Зеленом ковре и других кладбищах города относятся к тем временам, когда граждане массово уезжали в другие республики и страны, поэтому отыскать родственников усопших просто физически невозможно. А нет обращения со стороны пострадавшего, нет, соответственно, и реакции правоохранительных органов. Это просто идеальная позиция для криминального элемента.
По информации Кадырхана Абдуллаева, проблема не ограничивается только кладбищем «Зеленый ковер». Кражи происходит и на уже закрытом кладбище в пятом микрорайоне, где находятся более ста могил участников Великой Отечественной войны, с которых пропали металлические детали. Происходят кражи и в Святом месте, на Тектурмасе, и на кладбищах, расположенных вокруг города и в районах. Там ситуация еще хуже, поскольку за ними, как правило, вообще никто не наблюдает.
Территория кладбища «Зеленый ковер» занимает 130 гектаров и не имеет надежной ограды. Поскольку это частное предприятие, городской акимат не может выделить средства ни на возведение необходимой ограды, ни на усиление его охраны. Кадырхан Абдуллаев отметил, что в то время, когда территорию кладбища патрулировал отряд конной полиции, число разграбленных могил резко сократилось. Однако в связи с сокращением, как сообщили представители полиции, отряда конной полиции, сейчас у правоохранителей нет возможности уделять особое внимание этому объекту. Кстати, относительно гуманизации, был приведен один совершенно вопиющий пример. На кладбище совсем недавно за разбором надмогильного памятника на металл были задержаны два человека, один из которых в прошлом году был осужден за непреднамеренное убийство. К тому же, задержанного вандала полиция сразу отпустила на волю.
По результатам обсуждения круглого стола представители общественности, журналисты, предприниматели, члены этнокультурных объединений составили общее заявление, копии которого отправили в Сенат Республики Казахстан, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Генеральную прокуратуру.
Юрий ЕФИМОВ, фото автора