Все свои, все родные.
В семье воспитателя центра поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Алтынтан Аплатиновой подрастают трое сыновей. В 2015 году Алтынтан с супругом Асетом без долгих раздумий создали детский дом семейного типа. С тех пор они стали родителями еще и четырем девочкам.
— Девочки очень добрые и покладистые. Они мне помогают по дому, постоянно что-то готовят на кухне. Особенно им удаются хворост, лепешки, баурсаки и хлеб, — рассказывает А. Аплатинова.
Взять детей из детского дома — дело довольно ответственное и сложное. К тому же, на сегодняшний день в центре поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предлагают несколько видов опеки: детский дом семейного типа, патронатное воспитание, усыновление (удочерение) и опекунство.
Детский дом семейного типа предполагает, что у потенциальных опекунов должно быть педагогическое образование. Кроме этого, необходимо ежемесячно отчитываться за средства, выделяемые на содержание детей. И, конечно, нельзя забывать, что с такими детьми трудно, ведь у каждого из них сложная судьба.
— Со своими девочками мне легко, потому что мы давно знаем друг друга. Они приходили к нам домой в выходные дни и успели подружиться с моими сыновьями. А когда появилась возможность забрать их в нашу семью, то мы ею сразу воспользовались. Я всегда мечтала о дочери, но у нас с мужем родились три замечательных мальчика, - улыбается Алтынтан.
Старшему сыну Арнату 21 год, среднему Ернату — 19, а младшему Азату — 10.
— Девочки стали замечательными сестрами. Очень любят и балуют Азата, — замечает мама.
19-летняя Ангелина — очень прилежная ученица и активистка. Она не пропускает ни одного конкурса и фестиваля. Мечтает стать актрисой. В этом году девушка собирается поступить в Казахскую национальную академию искусств имени Т. К. Жургенова. Ровесница Ангелины Диана после школы поступила в Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати. Девушка хочет осуществить свою мечту и стать профессиональным архитектором. 16-летняя Настя поступила в Жамбылский медицинский колледж. Ее ровесница Ольга учится в средней школе № 43 в десятом классе, мечтает стать дизайнером.
Как рассказывает А. Аплатинова, дети попадают в центр поддержки детей после того, как столкнулись с горем, потерей самых близких. Настораживает то, что часто стали возникать ситуации, когда опекуны возвращают детей обратно. Причины всегда разные.
— Прежде чем решиться взять ребенка из центра, нужно тщательно изучить вопрос опекунства, патронатного воспитания, усыновления и детского дома семейного типа, взвесить все «за» и «против». Даже когда невестка приходит в дом, люди сталкиваются с трудностями. А когда вы берете детей, оставшихся без попечительства родных, то можете представить, какие могут возникнуть проблемы? — рассуждает А. Аплатинова.
Отсюда следует, что опека — это не усыновление, когда ребенка принимают в семью на правах сына или дочери. Это влечет за собой необратимые правовые последствия. Например, приемный ребенок сразу приравнивается в имущественных правах к родному: после смерти усыновителя приемные дети считаются наследниками первой очереди. У опекаемого ребенка таких прав нет.
По закону опекунство можно оформить до 14 лет. В семью Аплатиновых девочки пришли уже в осознанном возрасте.
В их большой семье конфликтов не бывает. По словам мамы, дети между собой очень быстро нашли общий язык. Есть в этой семье и свои традиции. Так, каждую пятницу они все собираются за большим столом.
— Мы с девочками стали очень близкими, хотя они не называют меня мамой, говорят «апке». Дома мы разговариваем на двух языках. Конечно, за порядком мы с мужем строго следим. К примеру, не разрешаем им гулять до позднего вечера. И девочки знают, что за них волнуются, их любят, — говорит Алтынтан.
Валентина ДУБОВЕНКО, фото из семейного архива Аплатиновых