Заканчивается «эпоха» эксплуатационного тарифа
— Тем не менее, — продолжал Петр Владимирович, — никто не отменял замены котлов, турбин, генераторов и трансформаторов, инженерных коммуникаций. Мы должны понимать, что период эксплуатационного тарифа у нас в стране завершается. Почему? Буквально все прошедшие 20 с лишним лет удавалось поддерживать электро-, водо-, газоснабжение на старых (советских) мощностях, ничего вновь не строя. Все, что с нас собирали за потребленные коммунальные блага, было платой за те самые эксплуатационные расходы, возможно, с небольшим капремонтом или частичной модернизацией. Теперь мы физически подходим к ситуации, когда необходимо строить новые мощности. На юге Казахстана, где мы с вами живем, официально признан дефицит электроэнергии порядка 1400 мегаватт — это больше мощности Жамбылской ГРЭС, именно такой электростанции не хватает. Физический дефицит пока остро не ощущается, его удается покрывать перетоками из Экибастуза (там есть некоторый избыток), догружать в пиковые периоды на дорогущем мазуте Жамбылскую ГРЭС. Налицо экономический дефицит! Ребром встают вопросы строительства новых энергетических мощностей, в частности, Балхашской электростанции, о которой пока много спорят, но когда-нибудь построят. Это потребует больших средств и, как минимум, удвоения тарифа. Он сначала «растворится» в эксплуатационном и сразу в два раза не подскочит. То же самое следует ожидать по тарифам на тепло, воду, канализацию. Пока тарифы у нас выше, чем в Кыргызстане, но ниже, чем в России и ряде других стран СНГ. Со вступлением в силу с 1 января 2015 года экономического союза Казахстана с Россией и Беларусью (ЕАЭС) тарифы в этих государствах будут «выравниваться», и понятно, в какую сторону. Это объективная реальность.
Не ради любопытства, а для дела
— Что делать в этой ситуации? Как контролировать монополиста — поставщика коммунальных благ? Государство в лице Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и его органы на местах (ДАРЕМ) фактически не имеют возможностей для постоянного, глубокого и эффективного контроля. У них небольшой штат сотрудников, они утверждают тарифную смету, заслушивают отчет предприятия-монополиста об ее исполнении, иногда штрафуют особо «провинившихся», — вот, пожалуй, и все. Акиматы тоже особых рычагов контроля и влияния не имеют. Чтобы положить конец тарифному «беспределу», в двухзвенную систему государство — поставщик (монополист) надо встраивать недостающее третье звено — Организованного Потребителя. Это надо делать на законодательном уровне через партии, представленные в Парламенте, через республиканские общественные организации. Надо в законодательстве прописать процедуры, которые невозможно будет совершать без участия организованного потребителя, которым может стать наша Ассоциация «Прозрачный тариф», ее местные филиалы. А начинать надо с независимого профессионального технического аудита тарифных смет монополистов. Надо договариваться с АРЕМ, чтобы эти сметы и отчеты об их выполнении регулярно публиковались в местных СМИ, чтобы люди могли их читать и анализировать. Далее, к примеру, теплосеть меняет трубы. Там есть аккредитованный представитель организации потребителей, подпись которого на акте выполненных работ обязательна. Перед тем, как трубы зароют, он проверит их новизну, что они куплены напрямую, за нормальную цену, а не через несколько посредников, что потом отразится на тарифе, и прочее. Эта работа должна быть поставлена на профессиональную основу, строго регламентироваться во всех процедурах и оплачиваться. Откуда? Из тарифа. «Овчинка стоит выделки», если профессиональные представители нас, потребителей, будут своей работой экономить нам деньги, получая за свой труд, например, 0,5 от величины тарифа. А монополист уже не сможет делать все, что ему заблагорассудится. Мы рассчитываем на то, что наши сегодняшние, как кому-то покажется, «фантазии» в скором времени будут востребованы.
Участники инициативных общественных слушаний приняли решение о создании в области организации потребителей в виде подразделения Казахстанской Ассоциации «Прозрачный тариф» и поручили это Эдуарду Паку.