Культура речи, являющаяся частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем уровня интеллекта и образованности. Особые требования в этом отношении традиционно предъявлялись к учителю. Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение — свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения.
Русскому языку в Казахстане отводится важная роль. Лидер нации Н.А.Назарбаев в своем обращении к народу Казахстана отметил: «Мы должны сохранить русский язык в нашей стране как один из шести мировых языков. Это будет служить благополучию нашего народа». Русский язык, богатый, меткий, могучий и поистине волшебный, по определению К.Г. Паустовского, — явление уникальное, удивительное. Высокий уровень культурно-языковой подготовки служит важнейшим показателем духовного богатства учителя и одновременно является могучим средством формирования личности обучаемого. Значение культурно-языковой подготовки учителей возрастает и к настоящему времени является актуальной проблемой лингвистической науки, современного образования и просвещения. Первостепенное внимание в культурно-языковой подготовке учителей должно уделяться развитию и обогащению речи, как устной, так и письменной, практическому овладению нормами современного русского литературного языка.
Над этим работают преподаватели кафедры «Русская филология» Таразского государственного пединститута.
Будущим учителям русского языка и литературы необходимо помнить, при решении каких учебных задач необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте.
Отмечая уникальные возможности школы в деле повышения речевой культуры общества, один из ведущих специалистов в области культуры речи В.Костомаров сделал весьма справедливое замечание: "Огромное значение здесь имеет, конечно, то, насколько подготовлен к воспитанию речи школьников сам учитель-словесник... Не подлежит никакому сомнению, что развитие речи школьников следует начинать с развития речи учителя". Полностью соглашаясь с автором этих строк, хотела бы, однако, заметить, что формировать речевую культуру в школе начинает не учитель-словесник, а учитель начальных классов, который стоит у истоков постижения законов и правил языка, дает первые представления о "хорошей и правильной" речи, учит читать и понимать художественные тексты и является авторитетным источником речевых образцов для склонных к подражанию младших школьников.
В течение многих лет мы наблюдали и анализировали речь студентов дневной и заочной формы обучения, изучали типичные и индивидуальные ошибки и пришли к заключению, что уровень речевой подготовки учителя старших классов не соответствует тем задачам, которые ставит перед ним современное общество. В связи с явно обозначившимся социальным заказом — готовить учителя новой формации с высоким уровнем речевой культуры — на филологическом факультете становятся все более актуальными инновации в процессе профессиональной подготовки студентов.
Выпускники кафедры «Русская филология» в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте: каким он будет? Относитесь к слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". То есть человек, владеющий культурой чувств, общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
Галина БЕДУСЕНКО,
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русская филология» ТарГПИ