Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.86 +0.04427.36 +0.71376.4 +0.50
Статьи 15 мар, 16:42

Сеньорита Рита не продается!



Международный женский день 8 марта коллектив Жамбылского областного русского драматического театра ознаменовал премьерой постановки «в тему», без преувеличения блестящей комедии по мотивам пьесы великого итальянского комедиографа Эдуардо Де Филиппо «Цилиндр» - «Сеньорита Рита». Поставил спектакль известный деятель культуры Узбекистана Сайфиддин Мелиев. 

О великом авторе 

Эдуардо Де Филиппо родился 24 мая 1900 года в Неаполе. Ровесник XX века, известнейший на весь мир драматург, любимец неаполитанцев, бывший для них близким и родным. Гуманизм и человеколюбие творений поставили «короля Неаполя» в первые ряды театральных деятелей мира как драматурга, режиссера и актера. Де Филиппо продолжил лучшие реалистические традиции национального итальянского театра. Незаконнорожденный сын театрального костюмера Луисы де Филиппо и прославленного Эдуардо Скарпетты, с четырехлетнего возраста маленький Эдуардо выходит на сцены Неаполя вместе с отцом, впитывая его мастерство, умение общаться и руководить труппой. Как писал биограф, «театр не стал его жизнью, он ею был…». Эдуардо нигде толком не учился, его школой был и всю жизнь оставался театр и любимый Неаполь.

В 1931 году они со сводным братом открыли Юмористический театр Де Филиппо, который очень быстро завоевал общеитальянскую популярность. Во всех написанных им пьесах он сам обычно являлся исполнителем главной роли и постановщиком. В 1962 труппа Эдуардо Де Филиппо с громким успехом гастролировала в СССР. Обладатель Большого приза Каннского кинофестиваля (1951), победитель Венецианского кинофестиваля (1981). 

Эдуардо Де Филиппо - автор 55 пьес для театра, среди которых экранизированные в СССР «Филумена Мартурано», «Не заплачу́!», «Ложь на длинных ногах». В 1965 году была написана пьеса «Цилиндр», по мотивам которой Жамбылский областной русский драматический театр подарил зрителям яркую комедию «Сеньорита Рита». 

Сколько стоит любовь?

В бедном квартале Неаполя жители разных возрастов зарабатывают на жизнь, кто как может, используя хитрость и талант. Владелец жилья грозит всем им выселением за неуплату, и вот в центр событий выходят две семейные пары: молодые супруги Рита (артистка Галина Соколова) и Родольфо (артист Анатолий Просалович), а также Агостино (Евгений Орлов) и Беттина (Ольга Избасарова). Агостино, неформальный «лидер» квартала, на которого работают все, и остальные его «верноподданные» задумывают искусную авантюру. Рита, разыгрывая женщину легкого поведения, заманивает клиентов, получает от них деньги, а затем обращает в паническое бегство, демонстрируя ванну с «еще не остывшим телом только что умершего супруга», и артистично оплакивая его. Роль такого любителя платной любви Антонио сыграл Тимур Романюк. Агостино, возглавляющий компанию аферистов, выступает организатором всего представления, придумывает сценарий, проделывает со своим окружением всевозможные трюки, манипулирует своими жертвами, работающими на него жителями квартала, отбирает у них все деньги, чем вызывает сострадание и сочувствие. Но вот появляется богатый вдовец Аттилио (артист Виктор Дадаев), раскрыв обман, принимает решение проучить аферистов. Агостино торгуется с ним, назначая за Риту все более высокую цену. Торг завершается тем, что Аттилио поднимает цену до немыслимой суммы и швыряет главарю квартальной «мафии» саквояж, набитый деньгами. Неожиданный финал - Рита, оскорбленная поведением мужа, согласившегося на ее продажу богачу, решительно покидает и супруга-альфонса, и все это преступное сообщество. 

Цена таких человеческих отношений и качеств, как женская честь, любовь, верность и порядочность, умение сострадать, - такие вопросы через героев спектакля ставит автор перед зрителями. Подкрепленные новаторской сценографией художника-постановщика Рахат Сапаралиевой, многогранным талантом режиссера-постановщика Сайфиддина Мелиева (он лично подбирал музыку и ставил изобилующие в спектакле массовые танцы), помноженные на мастерскую игру всех исполнителей главных ролей и участников массовых сцен, все вопросы дошли до зрителей, а ответы были поняты ими. Вышедших на поклон артистов зал встретил долго не смолкающими овациями и цветами. Можно уверенно говорить о том, что репертуар любимого театра успешно пополнился еще одним шедевром, теперь из итальянской классики. 

Михаил БУНИН, фото автора