Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 12 ноя, 09:36

Гуманность в законе

Как отмечает председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Тахмина Султанова, по сравнению с предыдущими годами количество уголовных дел по несовершеннолетним в нынешнем году сократилось, как и дел административного характера, возбуждаемых против безответственных родителей.

— В прошлом году рассмотрено 267 дел, большая часть которых касалась вопросов выплаты алиментов.

Основной и пока единственной причиной уменьшения дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних, судьи называют гуманизацию сегодняшнего законодательства, согласно которому дела прекращаются за примирением сторон. Наглядным примером может служить недавно произошедшая история: 16-летний парень оказался на скамье подсудимых за убийство своей бабушки. Выяснилось, что покойная на протяжении длительного времени оказывала давление на внука, что привело к его психологическому расстройству. Как признано судом, убийство он совершил в состоянии аффекта.

— До случившегося у мальчика всегда было довольно примерное поведение, — говорит судья, — считаю, что здесь вина и органов опеки, которые не занимались ребенком, не отслеживали его жизнь и не помогали в его воспитании пожилой женщине. В итоге парня простила родственница, и сейчас он проживает без ограничения свободы, но с определенной мерой наказания: лишением возможности свободно посещать те или иные публичные развлекательные места.

Но даже если нарушитель прощен, суд в обязательном порядке приступает к рассмотрению данного дела, ведь есть и такие, кто постоянно попадает в истории, связанные с кражами, грабежами, разбойными нападениями.

Для нерадивых родителей законодательством предусмотрена административная ответственность за ненадлежащее воспитание детей в виде штрафа в размере 20 месячных расчетных показателей (МРП).

В зоне пристального внимания находятся и дети с отчетливыми признаками девиантного поведения.

— В нашей практике было несколько случаев, когда дети убегали из дома, ночевали на улице — лишь бы не идти домой, — говорит Т. Садыкова. — Таких ребят надо стараться отправлять в спецшколы лишь для того, чтобы дело не дошло до преступления.

Дела таких детей для начала направляются в органы опеки. Там ими занимается комиссия по делам несовершеннолетних: проводит собственное расследование, и только после того, как психолог поработает с каждым ребенком, принимается решение. Если выявляются девиантники, их дела направляются в ювенальный суд.

— Слушания с участием несовершеннолетних проходят в закрытом режиме, потому что для ребенка сам факт судебного заседания — большой стресс, — говорит Тахмина Сабитовна. — Здесь участвуют только судья, сторона обвинения — прокурор, само лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, — так мы стараемся называть сегодня таких детей, и, конечно, его родители.

На таких процессах присутствие психолога необходимо. Именно он помогает осознать провинившемуся несовершеннолетнему свою вину, принять правильное решение, успокоить его, не допустить суицида.

Однако не все дети подлежат направлению в спецшколу. Многие могут обойтись без помощи подобных исправительных учреждений.

— Необходим реабилитационный центр для таких несовершеннолетних, — отмечает Т. Садыкова, — где они смогли бы безболезненно пройти полный курс реабилитации, изменить свое окружение и отношение к миру, поменять свой образ жизни.

А самое главное, что нужно любому ребенку с раннего детства, — внимание и забота родителей, доверительные отношения в семье друг к другу. Никакие навороченные гаджеты и супермодные предметы гардероба не заменят духовной близости, родства, внимания и заботы. Этого детям не даст ни спецшкола, ни реабилитационный центр. Духовное начало закладывается в семье. И никакая занятость родителей добыванием материальных благ не может служить ни оправданием, ни поводом для невнимания к детям.