Вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего при ведении военных действий, стало уделяться внимание уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника.
Началом пути Гражданской обороны считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
Историки определили март 1918 года начальным этапом зарождения системы, отвечающей за защиту населения.
4 октября 1932 года Советом народных комиссаров СССР было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. Этот день принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.
Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.
В основу новой системы легли опыт, традиции, все лучшее, что было создано за годы существования местной противовоздушной обороны.
В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от местной противовоздушной обороны.
Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения.
В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. В число основных вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.
В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества.
Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 год) ускорила принятие решения по данному вопросу.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 года была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Комиссия и система существовали до распада СССР.
21 августа 1991 года в Казахстане создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям, 19 октября 1995 года - Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, 10 октября 1997 года - Комитет по чрезвычайным ситуациям, 22 января 1999 года - Агентство по чрезвычайным ситуациям, 29 сентября 2004 года - Министерство по чрезвычайным ситуациям, 6 августа 2014 года - Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.
Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.
В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы ГО, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил ГО.
На базе войск гражданской обороны сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время. Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы.
Руслан ШАРИЕВ, заместитель начальника УГО ДЧС Жамбылской области