«Начало уже сделано; время окончить начатое... и Бог нас благословит», - эти слова главного героя комедии Владимира Соллогуба «Чиновник» впервые прозвучали со сцен нескольких императорских театров России в 1856 году, но вскоре пьеса, имевшая на премьере шумный успех, была незаслуженно забыта. Недавно она возродилась на сцене Жамбылского областного русского драматического театра.
В преддверии премьеры мы по традиции коротко беседуем за кулисами с режиссером-постановщиком, Отличником культуры РК Бекназаром Избасаровым:
- Почему Вы взяли для своей очередной работы именно это произведение, эту тему? Некоторые, увидев афишу, заподозрили театр в конъюктурщине…
-Тема мздоимства и коррупции, пожалуй, злободневна с тех времен, когда у человечества появилось государство. А раз тема касается человека – это напрямую касается театра, как воспитывающего своими формами и методами учреждения. Наш театр известен своим постоянным обращением к самым животрепещущим проблемам общества, так что наша постановка - отнюдь не дань конъюктуре. Это во-первых, а во-вторых, я обожаю русскую классику за то, что Соллогуб, Островский, Чехов всегда современны. Мое обращение к творчеству Соллогуба уже не первое, на нашей сцене я ставил его водевиль «Беда от нежного сердца».
- Чем Вас привлекает этот автор?
- Своей неординарностью, поэтому его тяжело ставить. Любое произведение Владимира Соллогуба, прежде всего, надо глубоко понять и прочувствовать – там много философии, эти линии идут постоянно. Так и в «Чиновнике», который сегодня мы выносим на суд зрителей. Автор обозначил свое произведение как комедию, жанр, бичующий пороки общества и человека. Но ведь смеяться можно и сквозь слезы. Надеюсь, зритель автора поймет, а нас поддержит.
- Успешной Вам премьеры!
После такого серьезного вступления захотелось несколько шире напомнить нашим читателям, надеемся, и будущим зрителям спектакля, не попавшим на его премьеру, об авторе произведения. Соллогуб (граф Владимир Александрович) - известный писатель (1814-1882г.г.), внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию. Получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу жил за границей. Учился в Дерптском университете, где окончил курс в 1834 году. Поступив на службу в Министерство иностранных дел, он некоторое время состоял при Венском посольстве, затем перешел в Министерство внутренних дел, в 1850 году служил на Кавказе, в 1877 году находился при главной квартире императора для составления «Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем». Несмотря на огромные связи и некогда большое богатство, карьеры не сделал, в нем возобладали интересы литературно-артистические. Соллогуб был добрый человек, отзывчивый на чужое горе и искренно радовавшийся чужому заслуженному успеху. Свободный от великосветских предрассудков, он одновременно был желанным гостем и в аристократических гостиных, где его любили как интересного собеседника и устроителя спектаклей и увеселений, и вместе с тем был своим человеком в кружках молодых писателей, группировавшихся около «Отечественных Записок» времен Белинского. Настроение «обличительной» эпохи не миновало и впечатлительного Соллогуба. В 1856 году он написал «Чиновника».
А теперь о главном - премьере спектакля и его создателях. Действие происходит в деревне. Художник-постановщик Виктор Майнашев вводит нас в атмосферу дома молодой вдовы Графини (ее играет артистка Елена Козаченко). На сцене - обстановка парадной залы с письменным столом, фортепиано и другими атрибутами поместья того времени. Сюжет происходящего прост и понятен. У Графини тяжба с соседом по усадьбе помещиком Дробинкиным (артист Темур Ичиков), который подал губернатору жалобу по поводу затопления Графиней части его имения, и она ожидает посланца губернатора для разбирательства. Графиня просит помощи и содействия в благоприятном для нее решении тяжбы у престарелого отставного полковника Стрельского (артист Виктор Сукопов), испытывающего к ней нежные чувства. На руку и сердце Графини настойчиво претендует помещик Мисхорин (артист Данияр Кенжебеков), который также обещает содействие. Оба воздыхателя предлагают решение проблемы старым, как мир, путем – подкупом официального лица и склонением его на свою сторону. Это, так сказать, первая сюжетная линия спектакля.
Главная линия сюжета начинает раскрываться с появлением на сцене самого героя, Чиновника по фамилии Надимов (артист Виктор Майнашев). Судьба связывает Графиню и Чиновника новым образом. Неожиданно для всех выясняется, что сестра Надимова и есть та самая горячо любимая Графиней подруга Оленька, чей портрет постоянно висит на почетном месте парадной залы. Это он, Надимов, в годы учебы представлялся девушкам абсолютным идеалом, это ему они писали письма, а Графиня была в него влюблена. И вот они впервые встретились, прежние чувства молодых людей вспыхнули вновь. В их воспоминания вмешивается приход сутяги и крючкотвора, любителя судебных тяжб Дробинкина, который пытается правдами и неправдами решить поданный иск в свою пользу. Чиновник выводит «на чистую воду» нечистого на руку, разыскиваемого жениха графини Мисхорина, имущество которого, как оказалось, арестовано, дает отповедь потенциальным взяткодателям. Чего только стоят его тирады:
- И к горю моего звания, я должен сказать, что я и обижаться не вправе, пока будут у нас взяточники. Отчего это? Оттого, что они привыкли думать, что иначе быть не может. Надо вникнуть в самих себя, надо исправиться, надо крикнуть, что пришла пора и, действительно, она пришла, - искоренить зло с корнями. Нескоро делаются великие перевороты! Но начало положено; теперь каждый честный человек уже оттесняет собой взяточника; это главное... Тот, кто служит по совести, уже вознагражден сознанием, что он ведет нас к исправлению, для нас необходимому, - что он искореняет старинный разврат…
И дальше в том же духе. Люди того времени увидели в Надимове лишь позера и пустозвона, но нашего-то человека не проведешь, настолько современно звучат эти слова. Актерский ансамбль справился с трудной задачей, перебросил «мостик» из прошлого в настоящее. Зрители уловили, поняли, оценили главную сюжетную линию, поддержали артистов аплодисментами и букетами цветов. Советуем всем посмотреть эту новую работу драмтеатра.
Михаил БУНИН, фото автора