Советские воины в Афганистане полностью выполнили поставленные перед ними задачи.
Тридцатилетие вывода советских войск из Афганистана подняло волну интереса к событиям той поры. Длившаяся почти десять лет война, как это часто бывает, разделила историю на «до» и «после».
Председатель общественного объединения «Союз ветеранов и инвалидов войны в Афганистане по Жамбылской области и городу Таразу» Дукенбай Ермеков провел на этой войне полтора года. Войсковой разведчик, он оказался волею судьбы в Афганистане 10 декабря 1979 года, еще до того, как наши основные части начали там развертывание. Такова судьба разведчиков. Кавалер медалей «За отвагу», «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», ордена «Курмет», Дукенбай Сайлаубекович много лет занят на общественной работе.
- Когда наша организация только начала создаваться в конце восьмидесятых-начале девяностых годов прошлого века, в Жамбылской области насчитывалось 2236 участников войны в Афганистане. Из наших ребят, участвовавших в боевых действиях, в настоящее время насчитывается 71 погибший и умерший от ран и один пропавший без вести. Это те, кто не вернулись с войны домой. Более 300 ветеранов получили тяжелые ранения, ставшие причиной инвалидности. В настоящее время в Таразе и Жамбылской области проживают 1080 членов нашей организации, мы посчитали всех участников до единого и собрали в наше объединение. В Таразе в живых осталось 485 ветеранов. За эти годы более 500 наших воинов-интернационалистов переехали из Казахстана в страны ближнего и дальнего зарубежья. За прошедшие годы более 500 наших друзей и товарищей умерли от последствий ранений и болезней. Большая часть наших ребят ушла из жизни в возрасте от 30 до 50 лет. Некоторые из ветеранов-«афганцев» в дальнейшем участвовали в боевых действиях и погибли уже в ходе них. Герой Советского Союза, командир вертолетного полка полковник Николай Майданов, служивший в Таразе, продолжил службу в Российской Федерации и погиб в Чечне в звании генерал-майора.
Наше подразделение сразу при переводе в Афганистан передали в пятую мотострелковую дивизию, а именно – в ее 371-й, орденов Михаила Кутузова, Александра Суворова, Богдана Хмельницкого, Берлинский, Краснознаменный гвардейский полк. Под такими знаменами было бы стыдно служить плохо. Отцы и деды заработали эти высокие награды в боях и сражениях Великой Отечественной, и мы не посрамили их памяти. У нас был другой противник, но не менее жестокий и опасный. Командиром дивизии у нас был генерал-майор Шаталин, его заместителем – полковник Борис Громов, тот самый, что через десять лет, будучи уже командующим 40-й армией, руководил выводом наших войск из Афганистана, последним из армейцев покинул эту страну. Командир нашего полка подполковник Кабанов, Герой Советского Союза – прекрасный офицер, герой без кавычек. В полку нас, казахстанцев, было 16 человек, остальные - из разных уголков России. Командиром роты оказался капитан Аверин из Алма-Аты, благодаря ему в живых я остался, и многие ребята. Когда до дембеля оставались уже считанные дни, он перестал выпускать нас на боевые выходы, говорил: «Вы свое отрисковали». И в конце концов погиб, спасая своих солдат. Себя и не уберег.
Стоял наш полк в городке Шиндан. Основная задача состояла в охране автотрассы Шиндан – Кандагар, боролись с местными отрядами душманов. Кстати, сами афганцы называли их знакомым нам словом – басмачи. Среди тех, кто нам попадался, было много наемников – с Ближнего Востока, даже из Африки. Пакистанцы встречались часто. И если наши ребята всегда стояли до последнего, то со стороны «духов» героизма вовсе не было. Была только жестокость, особенно к тем, кто уже не мог держать оружие. Потому наши всегда держали при себе гранату – напоследок, чтобы в плен не попасть. «Духи» же сдавались часто.
В восьмидесятом году, 19 мая на дороге Шиндан – Кандагар во время проводки конвоя наша БМП-2, шедшая первой, подорвалась на фугасе. Механик-водитель Сергей Никишин погиб на месте, командир отделения сержант Володя Стрельцов был тяжело ранен и остался в итоге без обеих ног. Я получил контузию. Начался обстрел, а за нами еще восемь машин, мы вступили в бой, но конвой уберегли. За этот бой я и получил медаль «За боевые заслуги». Кстати, когда делали памятник у нас в парке «Женис», я передал скульпторам фото Сегея Никишина – это он изображен на БМП, на водительском месте. А родителей капитана Аверина я потом не раз навещал в столице. И вот таких боевых случаев было не счесть, когда мы отправляли на родину «груз 200», а «груз 300» – это можно считать удачей.
Мы вошли в Афганистан по прямой просьбе правительства этой страны. Воспринимали свое пребывание, как выполнение интернационального долга. Большая часть из тех трех миллиардов рублей, что СССР потратил на эту войну, были не военные траты, а строительная техника, стройматериалы, транспорт, ГСМ, продовольствие, медикаменты – для их народа. Мы, советские люди, построили в Афганистане сотни школ, больниц, жилых домов, мостов, электростанций, проложили сотни километров дорог там, где были только тропы.
- Ты жалеешь, что попал на эту войну?
- Как можно жалеть о том, что ты выполнил задание, данное тебе, как солдату, Родиной? Нам дали приказ – мы его выполнили. И если будет нужно – выполним еще раз!
Юрий ЕФИМОВ