Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 08 фев, 12:18

Не забывайте нас!

В этом году исполняется тридцать лет окончания вывода советских войск из Афганистана.

Очень скоро, 15 февраля, мы отметим 30-летие со дня вывода советских войск из Афганистана. Оценивая события тех непростых лет, нужно помнить простую истину – наши ребята долг перед Родиной выполнили с честью. Афганскую войну прошли более 620 тысяч советских военнослужащих, из них – более 22 тысяч казахстанцев.

Наши солдаты сражались в трудных условиях, и даже тогда, когда этих условий не было вовсе. Вечно живые в нашей памяти - геройски погибшие при восстании в крепости Бадабер. Многих пленных афганских и советских солдат моджахеды вывозили на приграничную территорию Пакистана в лагерь Бадабер. Там под руководством военных инструкторов из США, Пакистана, Китая и Египта проходили обучение будущие моджахеды. Именно там и оказались в плену, в том числе, и солдаты-казахстанцы. Но они решили не ждать смерти, и 26 апреля 1985 года советские солдаты организовали восстание, перебив охрану и попытавшись связаться с ближайшими частями в Афганистане. Точно установлено, что казахстанец Николай Саминь (из Акмолинской области) геройски погиб 26 апреля 1985 года в этом лагере во время боя с пакистанскими военными и их американскими кураторами. Указом Президента Республики КазахстанН. Саминь награжден орденом «Айбын» (посмертно). Предположительно там же могли погибнуть еще два пропавших без вести казахстанца - Балагазы Жумагулов (Костанайская область) и Куат Бекболатов (Талдыкорган). В ходе восстания и неравного боя геройски погибли 12 советских и 12 афганских солдат. Против них действовали наемники Раббани и 11-й армейский корпус Пакистана, потери которых составили около 100 душманов, 90 военнослужащих пакистанских регулярных войск, включая 28 офицеров, 13 представителей пакистанских властей, шесть американских инструкторов. Были уничтожены три установки «Град» и 40 единиц тяжелой боевой техники. В последний момент кто-то из советских солдат взорвал склад с боеприпасами в крепости, отчего активность действий «духов» в этом регионе ослабла на несколько месяцев. Всех героев той войны просто не перечесть.

Выход войск, согласно достигнутым договоренностям, происходил в два этапа – с 15 мая1988 года до 15 февраля 1989-го. В это время численность советских частей в регионе составляла 100300 человек. На начальном этапе вывода советских войск из Афганистана домой возвращались части, дислоцированные в Джелалабаде, Гардезе, Кандагаре, Лашкаргахе, Герате, Файзабаде, Шинданде, а также подразделения обеспечения и обслуживания, находившиеся в Кабуле. Для вывода предусматривались два маршрута - через Кушку и Термез. На этом этапе войска численностью 50200 человек покинули 12 провинций. Оставшиеся части, 50100 человек, дислоцированные в шести провинциях, выводились на следующем этапе, после 15 августа 1988 года. В ноябре 1988 года вывод войск из Афганистана был прекращен по причине активизации наступательных акций противника - Кабул подвергся массированным ракетным атакам. Однако к декабрю обстановку удалось стабилизировать. 

Наконец, 15 февраля 1989 года долгожданный вывод советских войск из Афганистана был закончен. С утра через мост «Дружба» проследовал командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов, замыкающий выход войск из страны. Этот радостный, запоминающийся момент запечатлен во многих видео- и фотоматериалах. Позднее, без каких-либо торжеств, тихо оставили Афганистан пограничники, прикрывавшие выходящие из страны войсковые колонны. 
Общее количество погибших (включая советников, специалистов и переводчиков) — 14453. Санитарные потери – 49983 человека, из них 38614 (77 процентов) вернулись в строй усилиями наших медиков. Инвалидами остались 6669 человек.
 
Казахстан потерял в той войне 924 воина. Но эта цифра совсем не отражает масштаб потерь. Многие на взлете жизни вернулись домой инвалидами. Сотни и тысячи умерли уже дома от бесчисленных болезней, которые получили «за речкой». Так, в 33 года ушел от нас создатель первой общественной организации воинов-интернационалистов Джамбула-Тараза, кавалер ордена Боевого Красного Знамени Тахир Шасаидов. 

В Таразе в парке Победы имени Бауыржана Момышулы в прошлом году появился памятник воинам-интернационалистам. Второго такого – в композиции использован настоящий бронетранспортер БТР-80 – в Казахстане нет, как и на всем постсоветском пространстве. О том, как появился этот необычный монумент, рассказал руководитель шымкентского коллектива архитекторов - создателей памятника Айдар Ниязов:
- Прежде всего хочу сказать, что идея самого памятника, того, что он должен быть необычным, принадлежит акиму Жамбылской области Аскару Мырзахметову. В конкурсе проектов такого монумента приняли участие и творческие коллективы, и отдельные архитекторы из Тараза, Шымкента, Алматы и Астаны. В общей сложности были представлены более десятка различных работ, но в первом же туре все они были отложены. Памятников воинам-интернационалистам на постсоветском пространстве немало, но в основном они однотипные - это солдаты в форме той войны, либо стоящие, либо сидящие, поэтому авторским коллективом было предложено разработать что-нибудь необычное. Вот здесь и возникла первая проблема, потому что нечто инновационное основная масса участников первого тура предложить, к сожалению, не смогла. Вместе с тем, проводился опрос и самих воинов-интернационалистов, таразских и не только. В городе уже существовал монумент воинам-интернационалистам на аллее Атшабар, но, если мягко сказать, к нему отношение самих воинов-«афганцев» было прохладным. То есть следовало учесть и то, как в первую очередь воспримут этот памятник сами участники войны в Афганистане. Наш коллектив в конце концов, после нескольких вариантов, предложил решение, аналогов которому я вообще не встречал: использовать в памятнике настоящий, реальный бронетранспортер. Такие БТРы широко использовались в Советской Армии в Афганистане, служили основным средством для переброски мотострелков по горным дорогам. То есть историческая достоверность с технической точки зрения оказалась полной. Что касается деталей самого памятника, то они прорабатывались очень тщательно. Приемная комиссия во главе с акимом области рассматривала каждый отдельный фрагмент по 10-15 раз. Я не помню случая, чтобы монумент разрабатывался и принимался с подобной тщательностью, даже щепетильностью. Аскар Мырзахметов продемонстрировал, что руководитель области способен в творческие тонкости проникнуть досконально. Пришлось учитывать и различные технические моменты.

Например, когда мы создали макет памятника, оказалось, что при сохранении естественных пропорций человеческих фигур в памятнике они будут, скажем так, мелковатыми. Рассмотрев разные моменты, мы создали человеческие фигуры в пропорции 1 к 1,2. И убедились на натурном макете, что в этом случае памятник выглядит достоверно и восприятие его хорошее. В качестве материала для человеческих фигур мы выбрали кованную медь, - металл, удобный для обработки, и вместе с тем долговечный. Конечно, встал вопрос о том, как разместить солдат на бронетранспортере, ведь здесь каждая деталь должна быть точной, обратились за помощью к самим воинам-интернационалистам.

Для полной реконструкции фрагмента той войны мы обратились за содействием к военным, которые выделили нам настоящий бронетранспортер. За городом, на грунтовой дороге в сопках, то есть на местности, максимально приближенной к афганской, воины-интернационалисты во главе с руководителем ветеранской организации Тараза Дукенбаем Ермековым в полевой форме разместились на БТРе, в реале показали, где, кто и как размещался во время движения. Еще важнее было понять, где кто не может находиться ни в коем случае. Ребята позировали нам с удовольствием, помогли всем, чем могли, разъяснения давали до каждой мелочи. Посмотрев на фотографии, полученные при этом процессе, оценив общую картинку, мы выдвинули предложение использовать при создании лиц на монументе тех самых воинов-интернационалистов, которые нам помогали. Но Дукенбай Ермеков и его друзья сразу же отказались, сказав, что в Афганистане воевали тысячи ребят, и не стоит выделять их из всех воинов-интернационалистов, мы вынуждены были согласиться с этим мнением. Кроме того, отдельно рассматривался вопрос о том, солдат какой национальности изобразить на памятнике. Но и аким области, и комиссия, и сами воины-интернационалисты пришли к выводу, что в Афганистане воевали советские солдаты десятков национальностей, и поэтому на памятнике должны присутствовать представители разных народов. Именно так мы и поступили.

Какой получился результат - судить вам, жители Тараза, воины-интернационалисты и гости города. Скажу только, что мы очень постарались, чтобы этот памятник стал не просто художественным произведением, чтобы все, кто увидел его, поняли, через какую войну пришлось пройти нашим соотечественникам, сколько сил им пришлось приложить для того, чтобы, не жалея своей жизни, выполнить приказ Родины. Эта работа принесла нам глубокое удовлетворение, я надеюсь, что те, кто приходит в Парк Победы в Таразе, испытывают ощущения, на которые мы рассчитывали.

- Спасибо вам от имени всех жителей Тараза! Ваша работа действительно заслуживает самой высокой оценки!

- И вам спасибо от нашего коллектива!

Вот так еще один кусочек истории той необъявленной войны навсегда поселился в древнем Таразе. Вечная память нашим солдатам, погибшим в Афганистане! Вечная слава тем, кто живет среди нас!

Юрий ЕФИМОВ