Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 11 янв, 13:38

«И в честь его звучала скрипка»

Недавно в «Музыкальной гостиной» еврейской благотворительной организации города Тараза «Хэсэд Полина» с участием музыкальной общественности состоялся вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Григория Исаевича Киршнера, замечательного музыканта-педагога, одного из основателей детского музыкального образования, страстного пропагандиста музыки. 

В небольшом уютном зале у портрета юбиляра зажглись поминальные свечи, и продолжатель дела отца Людмила Киршнер, известный в Жамбылской области музыкальный педагог, музыковед, начала неторопливое повествование, сопровождая его демонстрацией документов и фотографий, бережно хранящихся в семейном архиве. 

Григорий Исаевич (Герш Ицкович) Киршнер родился 8 декабря 1918 года в городе Хрубешове (Польша). Получив общее образование, учился в Высшем институте музыки по классу скрипки в Варшаве. Перед молодым талантливым музыкантом открывались широкие горизонты в профессии, но грянула Вторая мировая война, страна была оккупирована гитлеровской Германией. Спасаясь от преследований нацистов, как и многие евреи, молодой человек перешел проходящую рядом с Хрубешовом границу и оказался на территории Украины. Начались три года скитаний: Харьков, Киев, Северный Кавказ, куда «предусмотрительно» первоначально отправляли иностранцев, хотя и получивших советское гражданство. Мытарства закончились лишь в 1942 году, когда Григорий Киршнер вместе с депортированными жителями Кавказа прибыл в Джамбул, ставший ему родным на всю оставшуюся жизнь. 

Надо было зарабатывать на хлеб, начал с работы музыкантом в детском садике, руководил хором, где его заметили и пригласили заведовать музыкальной частью областного казахского драматического театра. Семь лет увлекательной, напряженной работы в театре. Главная трудность состояла в том, что пришлось изучать абсолютно незнакомую по характеру и строю музыку. Обратился к трудам профессора А. Затаевича, собирателя казахского музыкального фольклора, и дело пошло; помогало и постоянное живое общение с людьми, знатоками народной музыки. В то время в театре шли, в основном, музыкально-драматические произведения, играли на казахском и русском языках. Григорий Исаевич писал партитуры для оркестра, сопровождавшего спектакли, по заказу театра осуществил полное музыкальное оформление таких постановок, как «Каракөз», «Ахан сері», «Под каштанами Праги», «Поднятая целина» и многих других.

- Здесь папа встретил и полюбил свою единственную на всю жизнь «половинку», Анну Николаевну Кирбятьеву, – с особой теплотой в голосе продолжала Людмила Григорьевна. - Мама тоже родилась в 1918 году, но в феврале, в селе Большая Силантьевка Кустанайской области, была третьей из семи детей в зажиточной по тем временам крестьянской семье. После ареста главы семейства в печально памятном 1937 году бабушка по приглашению брата с детьми переехала сначала в Жаркент под Алма-Атой, а потом, в 1939 году, обосновалась в Джамбуле. Отсюда трое ее сыновей и старшая дочь Мария ушли на фронт Великой Отечественной войны. Израненные, покалеченные, но все вернулись домой живыми. Мама окончила курсы портных при Доме культуры железнодорожников, работала костюмером в Каздрамтеатре, где они встретились с отцом. Семейная жизнь складывалась из обычных для простых людей радостей и трудностей: съемные квартиры, строительство собственного дома, благо государство очень помогало этому ссудами. Помню, что в доме всегда царствовала скромная обстановка. Мебель только необходимая, украшения – мамины вышивки, самым шикарным предметом было пианино. Мама хорошо держала дом, в нем, теплом и гостеприимном, часто бывали не только родственники и друзья, но и артисты, прибывающие на гастроли: помню певицу Лялю Черную, танцевальный ансамбль из Чеченской республики с всемирно известным Махмудом Эсамбаевым, других знаменитостей. А настоящие друзья у отца были замечательные – полный интернационал: казах Сейфулла, служащий железной дороги, русский Юрий Викторов, директор Дома учителя, узбек Абдурахман, диспетчер таксопарка, армянин Эзат, начальник телефонно-телеграфной станции, всех не перечесть. 

После работы в театре последовало преподавание в Джамбулском педагогическом училище имени Абая и культпросветучилище. Тянуло к работе с детьми. 
- Благодаря отцу я естественно и легко, без всякого принуждения вошла в мир музыки. Переиграла все папины нотные сборники, что были дома, а когда по радио звучала музыка, папа комментировал для меня ее названия и авторов. Так я узнала кюи Курмангазы, симфоническую музыку Глинки, полонезы Огинского, - отметила Людмила Киршнер. – Потом музыкальное училище, консерватория, работа педагогом и концертмейстером – вся моя жизнь. К сожалению, больше никто из нашей семьи не пошел по музыкальной стезе, но художественный вкус у всех отменный.

В 1953 году Григорий Исаевич Киршнер становится преподавателем теории музыки, а затем и заведующим учебной частью первой в городе детской музыкальной школы имени М.И. Глинки, где плодотворно трудился более 20 лет. В 1974 году сбылась давнишняя мечта, Г. Киршнер великими личными трудами и при поддержке горОНО открыл вторую в городе детскую музыкальную школу, которой было присвоено имя народной любимицы, музыканта и композитора Дины Нурпеисовой. Была проблема с помещением, решить ее помогло руководство ДПО «Химпром», выделившее школе ряд помещений, включая актовый зал, в рабочем общежитии второго микрорайона. Жесткий и внимательный подбор кадров (только с дипломом музучилища) позволил создать профессиональный, высокотворческий педагогический коллектив. Прирожденный новатор, Г.И. Киршнер не ограничился традиционным набором (фортепиано, скрипка, баян, духовые), он впервые в городе открыл классы кобыза (педагог Бекет Жетписов) и классической гитары (педагог Александр Баранов). Выпускниками школы стали многие ныне здравствующие известные музыканты, связавшие всю свою жизнь с искусством: концертмейстер Анна Бологутина, великолепный баянист, руководитель многих вокальных коллективов Владимир Сорокин, пианист-педагог Александр Гладков, известный далеко за пределами Казахстана пианист-виртуоз Олег Переверзев, другие. 

Значительную часть своей творческой жизни Григорий Исаевич Киршнер отдал общественной, работе, а точнее – развитию художественной самодеятельности, многие годы являлся ее организатором и руководителем, членом жюри городских и областных смотров и фестивалей. «Главный по музыке», как его называли в народе, член жюри демонстрировал поразительный музыкальный слух, улавливал любую фальшь исполнителя до полутона, но замечания умел давать мягко, не обидно, за что его уважали и любили профессиональные и самодеятельные музыканты, представители других жанров искусства. Лучшие коллективы и представителей художественного творчества он неоднократно вывозил в Алма-Ату и в Москву, где они выступали на ВДНХ (Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства). 

Воспоминаниями о Григории Исаевиче Киршнере поделились хорошо знавшие его Лилия Гольденфанг и Лариса Ахметова. До конца своих дней (безвременно ушел из жизни 30 января 1979 года) он руководил своим любимым детищем - музыкальной школой имени Дины Нурпеисовой. Бодрым, энергичным, неугомонно деятельным, подлинно интеллигентным – таким его запомнили и помнят благодарные жамбылцы. В память о замечательном человеке звучал его любимый инструмент – скрипка. Профессиональный музыкант Наталья Скулкина подарила слушателям произведения из классического и эстрадного репертуара. 

Михаил БУНИН, фото автора