На текущей неделе еврейская община города Тараза отмечает восьмидневный (с 3 по 10 декабря) праздник, установленный древними мудрецами народа во II веке до новой эры, в честь чуда, произошедшего во время освящения Иерусалимского Храма в эти дни, 2154 года назад.
История гласит о том, что во II веке до новой эры, в эпоху Второго Храма, Страну Израиля оккупировали войска эллинистической Селевкидской империи, основанной одним из полководцев Александра Македонского с центром в Сирии. На определенном этапе правители Селевкидской империи начали проводить политику тотальной ассимиляции любыми средствами, и кнутом, и пряником насаждая чуждую культуру и языческую религию.
Один из величайших еврейских ученых рабби Моше бен Маймон (Рамбам) в свойственной ему предельно краткой и ясной форме повествовал: «Эллинистические правители начали гонения на евреев и их религию, запретили им изучать Тору и исполнять заповеди, наложили руку на их имущество и на их дочерей, ворвались в Храм, разрушили ограду вокруг него и осквернили святыни. В великой беде находился тогда Израиль - пока не сжалился над евреями Бог их отцов и не спас их от рук жестоких притеснителей, дав победу (в народно-освободительной войне) сынам Хашмоная, потомкам первосвященников, которые разгромили оккупантов и освободили Страну Израиля из-под их власти. И тогда утвердилось царство в Израиле - более чем на двести лет, до разрушения римлянами Второго Храма».
Древние предания, вошедшие в историю, гласят, что освободив 25-го Кислева (3 декабря по нашему календарю) Иерусалим и Храм, воины крестьянской, по сути, армии искали и не нашли ритуально чистого масла для храмового светильника Меноры, чтобы освятить Храм и возобновить в нем богослужения. Обнаружили только один запечатанный и не оскверненный оккупантами кувшинчик с маслом, горения которого хватило бы только для того, чтобы оно поддерживало огонь в Меноре только одну ночь. Но произошло чудо: им зажигали Менору восемь дней - пока не было приготовлено новое ритуально чистое масло в нужном количестве. Поэтому мудрецы того поколения постановили, что каждый год эти восемь дней будут днями праздника. И каждую ночь зажигают светильники у входа в дома, чтобы напоминать о чуде.
Слово «ханука» означает «освящение». Кроме того, название праздника намекает на дату, когда вновь вспыхнул свет храмовой Меноры, олицетворяющий свет Торы, свет Божественной мудрости. Слово ханука можно разбить на две части: «хану» - достигли покоя (после победы в войне) и «каф-гей» - 25, то есть 25-го числа месяца Кислев, когда возобновилось служение Всевышнему в Иерусалимском Храме. Хануку еще называют праздником свечей, праздником света.
Об истории, законах и традициях праздника напомнил собравшимся за красиво украшенными столами членам общины и их гостям руководитель клуба пожилых людей Михаил Бунин. Последовали положенные благословения на зажигание ханукальных свечей, и они одновременно вспыхнули на каждом столе и в большом восьмисвечнике - ханукии, радуя сердца, наполняя пространство теплом живого света. Прозвучали праздничные поздравления, с которыми обратились ко всем членам общины Наталья Перфильева, координатор программ Таразского филиала РЕБОО «Центр Забота. Хэсэд Полина» и председатель еврейского культурного центра «Шиват Цион» Людмила Корнилина. Сопровождаемое ханукальными песнями и музыкой, началось праздничное застолье, главным в котором были традиционные блюда, приготовленные в масле – картофельные оладьи «латкес» и всевозможные пончики. Их приготовили на заранее объявленный кулинарный конкурс сами участницы праздника, а все остальные по достоинству оценили и определили лучших мастериц, получивших памятные подарки. В ходе торжества состоялись историческая викторина и аукцион сувениров, выручка от которого пойдет на благотворительные нужды. Новинкой праздника стало вручение Благодарственных писем «Хэсэда Полина» лучшим волонтерам: Римме Нечунаевой, Брониславе Шевченко, Евгению и Татьяне Белоголовых, Елене Бутченко и Татьяне Донис.
Герман ГРАДСКИЙ, фото автора