Таразские пассажироперевозчики просят повысить тариф на проезд в общественном транспорте.
Основной причиной поставщики услуг называют подорожание автобусов. Если в прошлом году за единицу транспорта российского производства платили около восьми миллионов 700 тысяч тенге, то в текущем цена поднялась почти до 12 миллионов тенге.
- На сегодняшний день сделан анализ расходов, в том числе на горюче-смазочные материалы. По сравнению с прошлым годом динамика роста составила 34 процента. Теперь необходимо сделать расчеты по пассажирообороту и убедиться, на самом ли деле доходы не перекрывают затраты, как утверждают перевозчики, - отметил руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бакытжан Жанибеков.
По его словам, на сегодняшний день вопрос остается открытым. Планируется, что решение будет принято в начале следующего года на основе анализа нынешнего положения перевозчиков. А пока для определения реального пассажиропотока специалистами ведомства совместно с работниками городского отдела занятости и социальных программ на всех автобусных направлениях начались мониторинг и хронометраж, которые позволят сделать соответствующие выводы по затратам и прибыли поставщиков услуг. В качестве помощников планируется привлечь безработных. До конца года совместными усилиями предстоит отследить трафик на 459 автобусах 43 маршрутов.
Решение по возможному изменению тарифа вынесут после соответствующих расчетов пассажиропотока, которые специалисты сделают в соответствии с методикой расчета тарифов на оказание услуг по регулярным городским перевозкам пассажиров и багажа, утвержденной приказом министра транспорта и коммуникаций РК. В обязательном порядке будут учтены мнение общественности, степень обновления автобусов на городских маршрутах и социальное положение населения.
Между тем многие горожане считают, что и действующий тариф, который составляет 65 тенге, довольно высок для большей части населения. Ведь среди местных жителей немало самозанятых и безработных. С другой стороны, если занижать стоимость проезда, то с проблемами общественного транспорта, которых немало, придется справляться предприятиям собственными силами, и они вряд ли решатся. Это касается в первую очередь обновления парка машин.
- Если все же тариф повысится, по-видимому, на договорной основе перевозчикам будут поставлены конкретные условия о замене автобусов, - сказал Бакытжан Жанибеков. - В случае, если стоимость проезда не изменится, это не значит, что все останется на прежнем уровне. Работа в этом направлении будет проводиться, возможно, найдутся другие резервы.
Вместе с тем, на протяжении многих лет в областном центре в сфере пассажироперевозок никак не могут решить проблему теневого финансового потока. Проверяющим органам трудно отследить реальные поступления перевозчикам, поскольку сами работники предприятий не выполняли требования местных властей по выдаче пассажирам билетов. Теперь же, по словам Бакытжана Жанибекова, выход из сложившейся ситуации найден. В планах регионального профильного ведомства уже в ближайшей перспективе внедрить в городском общественном транспорте систему электронного билетирования. Новшество, которое будет введено в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан», апробировано в Алматы и дало положительные результаты - поступление налогов в государственную казну выросло примерно вдвое.
Михаил ТЁ, фото автора